Давно закончилась Великая Отечественная война. Как рассказать подрастающему поколению ярко, эмоционально и емко о таком явлении как война? Многие современные дети просто не знают, что у их прабабушек и прадедушек тоже было детство, только не такое радостное и беззаботное. Читая рассказы о блокаде Ленинграда, они смогут лучше воспринимать историю своей Родины, сравнивая жизнь детей разных поколений.
Форма: Урок памяти с элементом электронной презентации посвящен подвигу Ленинграда и ленинградцев в годы войны с 1941 по 1944г. По ходу сценария ведущая - библиотекарь дает краткую историческую справку о событиях тех дней, разъясняет такие сложные понятия, как: патриотизм, взаимовыручка, мужество и стойкость. При обсуждении книг ребята могут высказать все, что волнует и затрагивает их сердце.
В конце урока предоставляется электронная презентация: «Памятные места Санкт -Петербурга. Пискаревское кладбище» Цель: Привлечь внимание юного читателя к изучению истории своей страны, приблизив к нему события блокады Ленинграда 1941 – 1944 года.
Читательское назначение: сценарий рекомендуется провести для детей 3-5 классов.
Предварительная работа: чтение рассказов С. Алексеева.
Вырезать из бумаги искорки пламени для «Вечного огня».
Ведущая: Наш урок памяти посвящен подвигу Ленинграда и ленинградцев в годы Великой Отечественной войны. Вы родились, ребята, в мирное время. Это значит, что вы не слышали орудийного грома, свиста падающего снаряда. Видите, как появляются новые дома, но не подозреваете, как легко они разрушаются под градом бомб. Знаете, как легко обрывается утренний сон, но не знаете, как легко обрывается человеческая жизнь.
Что такое День Победы? Это значит - нет войны. Что такое война? Прежде, чем вы ответите, прослушайте стихотворение С. Маршака «Мальчик из села Поповка»
Мальчик из села Поповка Среди сугробов и воронок В селе разрушенном дотла. Стоит,зажурившись ребенок- Последний гражданин села. Испуганный котенок белый, Обломок печки и трубы- И это все, что уцелело От прежней жизни и избы. Стоит белоголовый Петя И плачет, как старик, без слез, Три года прожил он на свете, А что узнал и перенес! При нем избу его спалили, Угнали маму со двора, И в наспех вырытой могиле Лежит убитая сестра. Не выпускай, боец, винтовки. Пока не отомстишь врагу За кровь, пролитую в Поповке, И за ребенка на снегу.
(Ответы детей)
Ведущая: Мы поговорим о том, как выстоял город Ленинград. Ему в июне 1941 г. досталась самая ужасная участь. Фашисты окружили город, и он оказался в блокаде. Подвергая город страшнейшим лишениям и пыткам, массированным обстрелам, враг рассчитывал, что голодающие, мерзнущие, жаждущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, начнут роптать, перестанут работать и сдадут город без боя. Тогда прекрасные парки, дворцы, фонтаны легко достанутся фашистам, как трофеи. Но враг просчитался. Ленинградцы: взрослые и дети, поднялись на защиту своей земли. Мужчины вступили в партизанские отряды, возводили оборонительные рубежи, установили противотанковые препятствия. Женщины работали без сна и отдыха на военных заводах. Изготавливали снаряды, мины и боеприпасы. Им помогали подростки. Девочки и мальчики ухаживали за больными людьми, проявляя заботу и терпение. Впереди у них еще было три суровых зимы.
Мы не встречаем Новый год- Он в Ленинграде не заметен. Дома- без света и тепла. И без конца пожары рядом. Враг зажигалками дотла Спалил Бадаевские склады, И мы Бадаевской землей Теперь сластим пустую воду. Земля с золой, Земля с золой- Наследье прожитого года. Блокадным бедам нет границ: Мы глохнем под снарядным гулом. От наших довоенных лиц Остались лишь глаза, да скулы. И мы обходим зеркала Чтобы себя не испугаться. Не новогодние дела У осажденных ленинградцев.
Ведущая: 20 ноября рабочие стали получать по продовольственным карточкам 250г хлеба в день, все остальные- по 125г Давайте, ребята, вспомним рассказ С. Алексеева «Праздничный обед» Какие три праздничных блюда получили дети на праздник?
(звучат ответы детей: суп из сурепки, котлеты из хвои с бараньими кишками, кисель – размазня из морских водорослей.)
«Не знали блокадные дети других обедов»(с.133)
Обратимся к другому рассказу С. Алексеева «Блокадный хлеб» Давайте узнаем, из чего выпекался блокадный хлеб? «Хлеб был кисловатым, горьковатым, травянистым на вкус. Но голодным ленинградцам казался милее милого. Мечтали люди об этом хлебе».(с.133)
(Показать детям ломтик хлеба величиной с осиновый листик).
600 тысяч человек скончалось от голода и холода в блокадном Ленинграде. Привычная стала картина похорон. Всем известный рассказ С. Алексеева «Таня Савичева» волнует до сих пор. Он представляет собой записную книжку с алфавитом. Девочка- ваша ровесница записывала даты смерти своих родных. (Показать фотографию). Они умерли один за другим: сестра, бабушка, брат, дядя Вася, дядя Леша, мама. Вот последняя запись: « Умерли все. Осталась одна Таня». Читаем рассказ дальше: «Таню спасли от голодной смерти. Вывезли девочку из Ленинграда. Но недолго прожила Таня. От голода, стужи, потери близких подорвалось ее здоровье. Не стало и Тани Савичевой. Только дневник остался».(с. 136) 18 января 1943г. войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду. Между Ладожским озером и линией фронта был образован коридор шириной 8-11 км. А через 17 суток по нему были проложены железная и автомобильная дороги. Расчеты немецко-фашистского командования на захват города провалились. В январе 1944 г. блокада была окончательно снята. Девятисотдневная защита осажденного города – легендарная повесть мужества, вызвавшая удивление и восхищение современников, навсегда останется в памяти грядущих поколений. 8 мая 1965 года городу Ленинграду было присвоено звание «Города – героя». Прослушайте стихотворение: «Залп Победы»
«Слава и тебе, великий город, Сливший воедино фронт и тыл. В небывалых трудностях который Выстоял. Сражался. Победил. (Вера Инбер.1944г.) Самый главный вопрос к ребятам: как изменилось их мнение о Великой Отечественной войне? Ответы: «Нет войне! Мир – заветная мечта всех людей на Земле!» В конце урока памяти, на бумажных искорках пламени, дети написали свои пожелания и сложили «Вечный огонь»,в честь тех людей, которые завоевали «прекрасное далеко» для нас. Нам нужен мир! Тебе, и мне, И всем на свете детям, И должен мирным быть рассвет, Который завтра встретим. Нам нужен мир, Прекрасный мир!
(Дети поют песню «Прекрасное далеко»)
В заключении, вниманию ребят предлагается электронная презентация: «Памятные места Санкт – Петербурга. Пискаревское кладбище» (Дается краткая историческая справка.)
Список использованной литературы.
Алексеев С.П.Рассказы о Великой Отечественной войне. – М.: Оникс,2008.- 208с.:ил – (Золотая библиотека)
Венок славы. Т.3 Подвиг Ленинграда: Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне – М.: «Современник», 1983 – 606с.