Цель:1. воспитание патриотизма и любви к Родине, её прошлому.
2.популяризация истории, развитие интереса.
Оборудование: экран, видео проигрыватель.
Мероприятие начинается с слайда заголовок, вступительное слово, слайд. По ходу проведения мероприятия демонстрируются слайды.
Ведущий 1.Здравствуйте, дорогие гости мы рады приветствовать вас в нашем зале! Сегодня мы с вами проведём интересный урок по истории .
Слайд 1. Пётр I и его время.
Ведущий 1. Начало «нового периода» русской истории совпало с началом новой правящей династии. Началось царствование первого Романова - Михаила Фёдоровича, деда Петра Великого, правление которого завершает 17 век и начинает следующее столетие.
Слайд 2. Михаил Фёдорович Романов.
Ведущий 2. Первые цари из династии Романовых, как, впрочем, и вообще русские люди 17-18 вв., долгожителями не были. Михаил Фёдорович, основатель династии, прожил 50 лет; его сын Алексей - и того меньше. То же выпало и на долю одного из внуков царя Михаила - первого императора России Петра Алексеевича. Судьба отпустила ему около пяти с половиной десятков лет.
Слайд 3. Алексей Михайлович Романов.
Ведущий 1. У многодетного царя Алексея Михайловича, чадолюбивого и богобоязненного отца большого семейства, дети появлялись один за другим. В 60-е годы число их перевалило за дюжену. Несмотря на такую плодовитость, царю—батюшке не очень везло на потомство - одни новорождённые довольно рано покидали грешную землю, из других большинство составляли девочки; мальчики росли хилыми. Алексей Михайлович второй царь из дома Романовых, отец Петра1. Родился 10 марта 1629 года. На 16-м году, лишившись отца и матери, вступил на московский престол. По отзывам всех его знающих, царь обладал мягким, добродушным характером. Любил, чтобы все вокруг были веселы и довольны.
Ведущий 2. Не в пример прошлым царям, Алексей Михайлович устроил первую на Руси «комедиальную хоромину», устраивал вечерние пирушки с иноземной музыкой и танцами. Для многочисленных своих детей от первой супруги пригласил ученнейшего мужа Симеона Полоцкого, он обучал чад латинскому и польскому языкам, стихосложению, риторике, философии, богословию. У наследников была хорошая библиотека из книг русских и иностранных авторов.
Слайд 4. Симион Полоцкий.
Ведущий 1. В 1672 году царь Алексей Михайлович ждал ребенка от юной, недавно введённой во дворец Натальи Нарышкиной. В Грановитую палату призван ученнейший муж, иеромонах, астролог, пиит Семеон Полоцкий. Ему велено угадывать знамение небесных светил о зачавшемся ребёнке.
Слайд 5. Наталья Кирилловна Нарышкина.
Ведущий 2. - По явившейся близ Марса пресветлой звезде видно, - давал одновременно пиитическое и астрологическое предсказание Симеон Полоцкий, -что у царицы- государыни родится сын, отличный могучим умом, прославиться он ратными подвигами и станет таким героем, что никто из ныне живущих на Руси с ним не сравнится.
Ведущий 1. Молодая, пышущая здоровьем царица родила 30 мая 1672 году «в отдачу ночных часов», иными словами на утренней зорьке, сына.
Ведущий 2. Удары колоколов кремлёвских соборов нарушили утреннюю тишину столицы. Благовест подхватили сотни колоколов московских церквей и монастырей. Весёлый перезвон и торжественные молебны продолжались весь день 30 мая 1672г.- так по традиции отмечалось прибавление семейства в царском роду.
Ведущий 1 .С новорождённого, как повелось «сняли мерку». Его росточек многих поразил - целых одиннадцать вершков, полметра. Каким же будет, когда вырастет? Младенца назвали Петром.
Ведущий 2. К младенцу - царевичу приставили мамок, нянек, прислужниц -на каждый чих и писк. А царевич на шестом месяце сошёл с кроватки и ножками одолел постеленный на полу ворсистый ковёр: вот с этой даты и поведем отсчет самых первых шагов Петра Великого.
Ведущий 1. Бойкость, восприимчивость, живость и склонность к забавам, носившим военный характер, проявились в Петре с раннего детства. Любимыми игрушками его были потешные знамёна, топоры, пистолеты и барабаны. Игрушки - какие пожелает! Наталья Кирилловна недовольна - убрать! Зачем Петеньке про войну знать? Перт в рёв: «Вернуть пушки и солдатиков». Вернули что поделаешь.
Ведущий 2. Пошили царевичу потешную бабу-куклу. В рост человека. А на что ему кукла? Куда интереснее с «живыми робятами», одного с царевичем возраста. Сам государь Алексей Михайлович придирчиво подыскивал сыну товарищей для всяких игр.
Ведущий 1. Ха! Да «живых робяток» на цельную роту достанет. Всем поделать деревянные пищали, пики, луки. Алексей Михайлович посмеивался: « Так, глядишь, из деток и полк составится». - Кому ж быть полковником? - весело спрашивал боярин Артамон Матвеев. - А Петруше. Не дождался государь увидеть своего, пожалуй, самого любимого шестого сына в таком воинском звании. Он умер, когда Петру не было и пяти лет.
Слайд.6. Пётр в детстве.
Ведущий 2. Воспитывался Пётр по исстари заведенному обычаю. До шести лет он находился под надзором многочисленных женщин. Как только царевич достиг семилетнего возраста, он перешёл из женских рук в мужские. Это означало, что к воспитательным заботам прибавились новые, образовательные. Привели к Натальи Кирилловне Никиту Моисеевича Зотова. Ведущий 1.- Прими, Никита Моисеевич, Петра от рук моих. Надеюсь на тебя. Сам патриарх окропил царевича водой, отслужил молебен: «С Богом! Грамота есть познание истины».
Ведущий 2. Истину стали познавать букварём. - первая буквица, Пётр Лексеевич, есть азъ. На все времена. - Азъ! - твёрдо сказал царевич. - Азъ всему горазд, - подтвердил Зотов. Петру нравились увлекательные рассказы Зотова о других странах и городах в те времена, которые были мало известные русскому народу. Кроме того, Зотов ознакомил Петра с событиями русской истории, показывая и поясняя ему летописи, украшенные рисунками.
Слайд 7. Фёдор Алексеевич Романов. Иван Алексеевич Романов.
Ведущий 1. После смерти Федора в 1682, престол должен был наследовать Иван Алексеевич, но, поскольку он отличался слабым здоровьем, сторонники Нарышкиных провозгласили царем Петра. Однако Милославские, родственники первой жены Алексея Михайловича, с этим не смирились и спровоцировали стрелецкий бунт, во время которого десятилетний Петр стал свидетелем жестокой расправы над близкими ему людьми. Десяти лет избранный царем, он в 1682 году пережил ряд тяжелых минут. Он видел бунт стрельцов; старика Матвеева, говорят, стрельцы вырвали из его рук; дядя Иван Нарышкин был им выдан на его глазах; он видел реки крови; его матери и ему самому грозила опасность ежеминутной смерти. Чувство неприязни к Милославким, воспитанное уже раньше, перешло в ненависть, когда Петр узнал, сколь они виноваты в стрелецких движениях. С ненавистью он относился к стрельцам, называя их семенем Ивана Михайловича Милославского. Таким неспокойным образом кончилось детство Петра.
Слайд 8. Стрелецкое восстание.
Ведущий 2. Эти события оставили в памяти мальчика неизгладимый след, отразившись и на его психическом здоровье, и на мировоззрении. Результатом бунта был политический компромисс: на трон в 1682 году были возведены двое: Иван (Иоанн) от Милославских и Петр от Нарышкиных, правительницей при малолетних царях провозгласили сестру Ивана Софью Алексеевну. С этого времени Петр с матерью жили в основном в селах Преображенском и Измайлове, появляясь в Кремле лишь для участия в официальных церемониях, а их отношения с Софьей становились все более враждебными.
Слайд 9. Софья Алексеевна Романова.
Ведущий 1. В детстве Петр не получил никакого образования, кроме простой грамотности и кое-каких исторических сведений. Забавы его носили ребячески военный характер. Будучи царем, он в то же время находился под опалой и с матерью должен был жить в потешных подмосковных селах, а не в Кремлевском дворце. Такое грустное положение лишало его возможности получить правильное дальнейшее образование и в то же время освобождало от пут придворного этикета. Не имея духовной пищи, но имея много времени и свободы, Петр сам должен был искать занятия и развлечения. В ноябре 1683 года Петр начинает формировать Преображенский полк из охочих людей. В отношении этого потешного полка Петр был не государем, а товарищем-соратником, учившимся наравне с прочими солдатами военному делу. Предпринимаются маневры и небольшие походы, на Яузе строится потешная крепость (1685 год), названная Пресбургом, словом изучается военное дело не по старым русским образцам, а по тому порядку регулярной солдатской службы, какой в 17 веке был заимствован Москвой с Запада. Несколько позднее, чем организовывались военные игры Петра, пробудилось в нем сознательное стремление учиться. Самообучение несколько отвлекло Петра от исключительно военных забав, сделало шире его умственный кругозор и практическую деятельность. Время шло, и Петру уже шел 17-й год, он был очень развит и физически, и умственно. Его мать вправе была ждать, что достигший совершеннолетия сын обратит внимание на государственные дела и устранит от них ненавистных Милославских. Но Петр не интересовался этим и не думал бросать свое ученье и забавы для политики. Чтобы остепенить его, мать его женила (27 января 1689 года) на Евдокии Федоровне Лопухиной, к которой Петр не имел влечения. Подчиняясь воле своей матери, Петр женился, однако через месяц после свадьбы уехал в Переяславль от матери и жены к кораблям. Надо заметить, что искусство навигации так увлекло Петра, что стало в нем страстью.
Слайд 10. Евдокия Фёдоровна Лопухина.
Ведущий 2. Приход к власти Петра летом 1689 года стал разрешением давно зревшего политического кризиса, вызвано неестественным состоянием фактического двоевластия. Но, как и в мае 1682 года, в августе 1689-го Пётр был в значительной степени влеком ходом событий, не направляя их. Благоприятные обстоятельства способствовали свержению Софьи и практически бескровному переходу власти самодержца к нему.
Ведущий 1. Получив власть, Пётр не сразу взял управление в свои руки. Некоторое время продолжались ещё его шумные потехи, буйные пиры и строительство кораблей. Наконец в 1695г. усилия царя обратились действительно к важному предприятию: был объявлен поход на турецкую крепость в устье Дона-город Азов. 5 августа предприняли генеральный штурм крепости, но турки отбили его. Первая неудача не повергла Петра в уныние, а напротив, только усилила в нём желание во что бы то ни стало овладеть Азовом и проложить себе путь к Чёрному морю. Прежде всего он видел, что необходимо построить на Дону гребной флот, во-первых, для удобного перевоза войска, во-вторых, для действий против турок с моря. Для устройства верфи Пётр выбрал Воронеж. Зимой он отправился туда сам и в течении нескольких месяцев занимался постройкой судов. К весне было окончено строительство судов. С первых чисел апреля 1696г. начали спускать суда на воду. 17 июля малороссийские и донские казаки пошли на штурм, но не смогли взять города. Однако турки, опасаясь возобновления штурма, на другой же день сдались - с условием выйти из города с ручным оружием и со своими семействами. Таким образом, весь Дон до самого устья перешел под контроль России.
Ведущий 2. В марте 1697г. для формирования антитурецкого союза, закупок вооружения и приглашения специалистов было организовано Великое посольство в Западную Европу. Великими послами были назначены Лефорт, Головин и Возницын. При послах состояло около сотни волонтёров и дворян, отправленных для изучения корабельного искусства. Сам царь был записан в свиту посольства под именем Петра Михайлова. В Кенигсберге он усердно занимался артиллерийским делом у инженерного подполковника Штернфельда и привёл его в изумление своей понятливостью. 7 августа он приехал в Саардам, вырядившись в одежду голландского плотника - в красной фризовой куртке, в белых парусиновых штанах и лакированной шляпе. Там он нашёл знакомого кузнеца, работавшего полгода в Москве, и стал жить в его доме, упросив хозяина никому не говорить, кто он такой. Вскоре Петр нанялся на верфь и работал с неделю плотником. 15 августа он приехал в Амстердам определился простым рабочим на ост- индийскую верфь и с чрезвычайным увлечением занялся постройкой специально для него заложенного фрегата, заставляя и своих русских волонтёров работать вместе с собой. В январе 1698 г. Пётр отправился в Англию для изучения корабельной архитектуры.
Ведущий 1. Принятый в Лондоне очень радушно королём и осмотрев наскоро столичные достопримечательности, Пётр поспешил к своему любимому делу, поселился в городке Дептфорде на королевской верфи и принялся за работу под руководством мастера Эвелина. Он прилежно изучал теорию кораблестроения, занимался математикой, ездил в Вулич осматривать литейный завод и арсенал, обозревал госпитали, монетный двор, посещал парламент, побывал в Оксфордском университете, заглядывал в разные мастерские, но потом возвращался опять к своему любимому кораблестроению.
Ведущий 2. Многолетнее безустанное движение развило в Петре подвижность, потребность в постоянной перемене мест, в быстрой смене впечатлений. Он был обычным и веселым гостем на домашних праздниках вельмож, купцов, мастеров, много и недурно танцевал. Если Пётр не спал, не ехал, не пировал или не осматривал чего-нибудь, он непременно что-нибудь строил. Руки его были вечно в работе, и с них не сходили мозоли. За ручной труд он брался при всяком представившемся к тому случае. Охота к ремеслу развивала в нем быструю сметливость и сноровку: зорко вглядевшись в незнакомую работу, он мигом усваивал её. С летами он приобрёл необъятную массу технических познаний. Чуть ли не везде, где он бывал, оставались вещицы его собственного изготовления: шлюпки, стулья, посуда, табуретки тому подобное. Но выше всего ставил он мастерство корабельное. Никакое государственное дело не могло удержать его, когда представлялся случай поработать топором на верфи. И достиг большого искусства в этом деле; современники считали его лучшем корабельным мастером в России.
Слайд 11. Кораблестроение.
Ведущий 1. После возвращения из Европы Пётр осознал отсталость России и начал подготавливать общество к радикальным реформам, начав с исправления «нравов» - приказал русским носить европейское платье и брить бороды. Одновременно был изменён порядок набора в армию - насильственный набор «даточных людей» (рекрутов), выставлявшихся от определённого количества дворов и служивших до конца жизни. Начало кораблестроения и мореплавания, артиллерийское дело и строительство крепостей остро поставило вопрос о необходимости инженеров, техников, мастеров, знающих математику, умеющих читать карты, пользоваться мудреными инструментами. Для армейских полков требовались госпитали и персонал со знаниями медицинской науки.
Ведущий 2. Конечно, нанимали за большие деньги специалистов -иностранцев. Но Пётр, увидевший за границей академии и университеты, обсерватории, школы прекрасно понимал, что в России нужно открывать такие же учреждения и заведения. Ещё в Англии он пригласил в Россию профессора Эбердинского университета Генри Фарварсона, который с двумя товарищами вскоре уже жил в Москве. В 1701 г. они начали преподавать математику в Навигацкой (Навигационной) школе, в Сухаревой башне. За нею появились и другие математические школы.
Ведущий 1. В 1699г. в Москве завели новую типографию, в которой планировали печатать, причём не церковнославянским, а гражданским шрифтом, книги светского, научного содержания - «анженерские, артиллерийские, механические и прочих художеств, также и исторические, и календари».
Ведущий.2. 1 января 1700 г. Пётр I ввёл новый календарь: с этого времени в России годы стали отсчитывать не от «сотворения мира», а от «Рождения Христова». С этого же времени всем подданным разрешали ездить за границу для обучения.
Ведущий 1.Отправка русских людей за границу с целью обучения производила крутой переворот в сознании современников. До Петра общение с иноземцами не поощрялось, разрешение на выезд за рубеж получали лишь две категории людей: лица, находившееся в составе посольств, и гости. Для последних это была существенная привилегия: среди торгово-промышленного населения только гости имели право покидать пределы страны для заключения торговых сделок. Теперь отправка русских за границу не только не запрещалась, но поощрялась и даже проводилась в принудительном порядке.
Ведущий 2. Личность монарха определяла характер реформ - радикальные изменения сочетались со средневековыми насильственными методами, укрепление крепостничества, бюрократизацией аппарата власти. Заимствования западного опыта осуществлялись поверхностно и механически, без учёта своеобразия страны и со слепой верой в эффективность принуждения.
Ведущий 1. Время Петра, его преобразования, личный вклад в строительство государства, укрепление его позиций, увеличение славы российской не могут не вызвать, пристального внимания. При всех недостатках, ошибках и деформациях эпохи реформ Петра, нередко очень серьёзных, Россия при нём заметно продвинулась в вперёд по пути развития, сократив свою отсталость от передовых стан Западной Европы.
Ведущий 2. Петр, немало способствовавший экономическому росту страны, хорошо сознавал, что отставание грозит неприятными последствиями -зависимостью от развитых стран, в конечном счете, потерей национальной независимости. Государство, которое он пестовал и укреплял, - это бюрократическое государство господствующего класса дворян и нарождавшейся буржуазии.
Слайд 12 ПЁТР ВЕЛИКИЙ.
Ведущий 1. Сын своего времени, воспитанник феодальной верхушки, он не мог совершить более того, что он совершил. Но и то, что он сделал за свою не очень-то долгую жизнь - для развития экономики и государственных установлений, армии и флота, внешней политики и военного искусства, культуры и быта, благодарная Россия, принявшая петровское наследие, осваивала и продолжала в течение почти двух столетий. Весьма немало вошло в наш национальный фонд навечно. Это возвращённые земли и выходы к морям и океанам, города и каналы, достижения промышленной и духовной культуры, героические деяния в труде и на полях сражений; наконец, развитие национального самосознания народов России.
Литература:
Рыжов К.В.100 Великих Россиян.-М.: Вече 2001.-656с. Павленко .И. Петр Великий. - М.: Мысль, 1990.- 591с. Буганов В.И. Петр Великий и его время.- М.: Наука 1989.-192с. Анисимов Е.В. Время петровских реформ.-Л.: 1989.-496с. История России. Пётр I. Белый город.- М.:2001.-48с. ГолубеваТ.С. Царские династии. -М.: РОСМ