Суббота, 20 Апреля 2024, 10:05
" БИБЛИОТЕКИ   -   ЭТО   СОКРОВИЩНИЦЫ   ВСЕХ   БОГАТСТВ   ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО   ДУХА "     ЛЕЙБНИЦ
        
Муниципальное бюджетное учреждение
  "ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА"
Дальнереченского городского округа


Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Главное меню
АФИША
01.04 11-00 Ф№3
Экологический час «Наши крылатые друзья!» (Международный день птиц)

0.04 13-00 Ф№1
Обзор книжной выставки «Путешествие в мир природы»

02.04 10-00 ЦБ
Библиотечный час для дошколят (в рамках Межрегиональной акции «Громкая хлопая в ладоши» к 75-летию М. Яснова)

02.04 13-00 Ф№1
Литературное знакомство «Громко хлопая в ладоши…» (75 лет со дня рождения М. Яснова)

02.04 12-00 Ф№2
Забавные приключения по страницам книг Михаила Яснова в рамках Межрегиональной акции «Громкая хлопая в ладоши» (75 лет со дня рождения детского писателя)

02.04 11-00 Ф№6
Литературный праздник «Полистаем смешные странички» (в рамках Межрегиональной акции «Громкая хлопая в ладоши» к 75-летию М. Яснова)

02.04 11-00 Ф№7
День громкого чтения «Громко хлопая в ладоши…» (75 лет со дня рождения М. Яснова)

02.04 11-00 Ф№3
Литературная гостиная «Вместе с книгой мы растем» (в рамках Межрегиональной акции «Громкая хлопая в ладоши»)

03.04; 10.04; 17.04; 24.04 11-30 ЦБ
Развлекательно-познавательные мероприятия в рамках проекта «Веселые субботы»

03.04 12-00 Ф№2
Познавательно-игровой час «Здравствуйте, пернатые!» (Международный день птиц)

03.04 11-00 Ф№6
Экологический праздник «Птичьему пенью внимаем с волненьем» (Международный день птиц)

07.04 11-00 ЦБ
Встреча с работниками патрульно-постовой службы «Безопасность на дорогах и улицах» (в рамках программы «Поколение extreme: библиотечная перезагрузка»)

07.04 12-30 Ф№6
Информационный урок «Береги здоровье смолоду» (Всемирный день здоровья)

12.04 13-00 Ф№1
Обзор книжной выставки «Первопроходец космоса» (60 лет со времени первого полета Ю.А. Гагарина в космос)

12.04 13-00 Ф№7
Час информации «Первопроходец» (60 лет со времени первого полета Ю.А. Гагарина в космос)

13.04 12-30 ЦБ
Час информации «Время. Космос. Человек» (Всемирный день авиации и космонавтики)

14.03; 15.04; 16.04 15-00 ЦБ
Познавательно-игровой час «Растения, которые пришли в Россию с Петром I» (350 лет со дня рождения Петра I)

15.04 11-00 Ф№3
Виртуальное знакомство «Самый не прочитанный поэт» (135 лет со дня рождения Н.С. Гумилева)

17.04 11-30 ЦБ
Историко-патриотический вечер «»И заблестят на солнце верные мечи…» (День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере 1242 г)

17.04 12-00 Ф№2
Акция «Мы выбираем здоровье!» (Всемирный день здоровья)

22.04 11-00 ЦБ
Музыкально-поэтический вечер «Между прошлым и будущим» (90 лет со дня рождения поэта-песенника Л.П. Дербенева)

23.04 18-00 ЦБ
БИБЛИОСУМЕРКИ-2021

24.04 11-00 Ф№6
Экологический урок «Нам здесь жить» (о природе Приморского края)

24.04 13-00 Ф№7
Экологический час «Долгое эхо Чернобыля» (35 лет со дня катастрофы на Чернобыльской АЭС)

27.04 13-00 Ф№1
Квест-игра «В поисках заветного клада» (в рамках клуба «Семь Я)

28.04 13-00 Ф№1
Экологический час «Чернобыль. Год 1986» (35 лет со дня катастрофы на Чернобыльской АЭС)

28.04 11-00 ЦБ
Литературный час «Король смеха Аркадий Аверченко» (140 лет со дня рождения писателя)

29.04 13-00 Ф№1
Обзор книжной выставки «Они не должны исчезнуть» (по Красной книге Приморского края)


Внимание! В связи с продлением ограничительных мер в расписании возможны корректировки. Обращаться по тел.: 25-1-72

НОВИНКИ ВЗРОСЛЫМ
НОВИНКИ ДЕТЯМ
НАШИ ЧИТАТЕЛИ
ОБЛАКО ТЕГОВ
книги-юбиляры воспитание молодежи Грамота В.Высоцкий библиотечное мероприятие память мероприятие Афганистан воины-интернационалисты неделя детской книги литературный вечер С.В.Михалков библиотека поэзия Проза конкурс художественного чтения городская библиотека библиотека-филиал охрана окружающей среды Общероссийский день библиотек день семьи активные читатели сказочная викторина библиотека на улице городское мероприятие день защиты детей день города Библиотека под открытым небом Центральная библиотека день знаний библиоказино библиотеки города Посвящение в читатели 45-летний юбилей событий на о. Дама профилактика наркомании библиотеки в профилактике наркомани Читаем детям о войне Акция к Дню Победы вечер вальса 1 сентября в библиотеке вечер памяти Вторая Мировая война библиотека - филиал День Героев Отечества воины- интернационалисты урок мужества Герои Великой Победы библиотеки День защитника Отечества мероприятие в библиотеке краеведение библиотечный баннер пришкольный лагерь 1 сентября 2 сентября - памятная дата истории 3 сентября - День солидарности в бо библиотечное мероприятие о террориз вечер юмора вечер русского романса В библиотеке день народного единства 3 декабря День неизвестного солдата Год литературы А. А. Роу юбилей А. Волкова 9 мая библиотечные акции в День Победы библиотека в день города лето в библиотеке 22 июня 1941 летнее чтение Летние мероприятия студенты вечер в библиотеке Год кино в России акция юбилей поэта выставка рисунков Библиосумерки вечер Чечня. мероприятие день открытых дверей фотографии методист библиотечная аллея Год экологии А. С. Некрасов В. А. Осеева Александрова Т. вечер поэзии декада инвалидов день добрых встреч вечер-встреча Андрей Вознесенский Сергей Михалков виртуальное путешествие Библиосумерки Магия книги 23 февраля конкурс-игра фотография Библиотечная площадка в День Победы Война. Победа. Память 100-летие пограничных войск России выставка-просмотр Все вместе мы-великая Россия 1 Июня - День Защиты Детей викторины читатели дети взрослые абонемент акция в библиотекек борьба с наркоманией и наркобизнесо абонемент библиотеки урок нравственности демонстрация моделей кукольной одеж остров Даманский наши читатели Фото конкурс художественное чтение профилактика табакокурения день пожилого человека вечер - встреча день матери громкие чтения Н. Носов В. Драгунский 45 лет событиям на о. Даманский патриотический час литературный праздник Сказки Пушкина детские пришкольные лагеря писатели Дальнего Востока детям А. П. Чехов Встреча с воинами - интернационалис Встреча с воинами - интернационалис Великая Отечественная Война Герои Советского Союза летчики - герои 70-летие Победы книги войны единый день чтения книги о войне лето 2015 В. Коржиков летние каникулы в библиотеке Сказки народов Дальнего Востока квест-игра 2 сентября в библиотеке терроризм библиотечное мероприятие о террориз библиотечное мероприятие о террориз библиотечное мероприятие о террориз ретро- вечер поэт творческий вечер в библиотеке Сценка юбилей М. Твена есенинский вечер С. Есенин встреча в библиотеке подготовка к службе в армии Акция Путешествие в Волшебную стран Акция Путешествие в Волшебную стран библиотека в День Победы дальнереченск литературное путешествие
...

Сейчас на сайте: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
...
...
 Развивая личность через чтение. Публичные библиотеки – молодым читателям. (инструктивно - методичес

Развивая личность через чтение.
Публичные библиотеки – молодым читателям.

(инструктивно - методические рекомендации)



Проблема привлечения молодых людей в стены библиотеки напрямую связана с проблемой выживания библиотек: если сегодня молодежь туда не пойдет, то завтра она не приведет свих детей.
    Главная цель библиотек, обслуживающих молодежь, заключается в активном содействии просвещению, непрерывному образованию, процессам социализации растущего человека, становлению личности, раскрытию творческого потенциала, формированию навыков конкурентоспособного работника на рынке труда.
    Библиотечное обслуживание молодых людей должно содействовать поддержке и развитию чтения, повышению информационной и компьютерной грамотности, расширению кругозора личности.
    Библиотека должна добиться того, чтобы ее образ ассоциировался в сознании молодежи: с «домом» знаний и гарантом свободного доступа к информации,
    помощью в социальной и профессиональной адаптации, безболезненном вхождении во «взрослый» мир,
    местом проведения интеллектуального досуга и общения,
    средой для реализации способностей, талантов, общественных амбиций.
    В настоящее время к категории «молодежь» относятся граждане России от 14 до 30 лет. Федеральная служба государственной статистики в категорию «молодежь» включает возрастные группы населения в возрасте 15-29 лет.
    Молодые, приходящие в публичную библиотеку, находятся на разных этапах физического взросления и социализации, входят в состав различных социальных и социокультурных групп. Это старшеклассники, гимназисты, учащиеся лицеев и колледжей, студенты; рабочие и предприниматели, журналисты и компьютерщики, врачи и преподаватели, экономисты и юристы; это молодые семьи и молодые родители.
    Их социальные позиции определяют информационные, культурные, коммуникационные, досуговые и другие потребности, удовлетворению которых и должна соответствовать библиотека.
    Структура библиотеки и соответствующий набор предлагаемых ею услуг в разных библиотеках могут не вполне совпадать, главное, чтобы обеспечивалось компетентное, углубленное, дифференцированное информационно-библиотечное обслуживание, максимально отвечающее интересам молодых пользователей при самом тесном взаимодействии с ними и в повседневных делах, и в перспективных проектах.
    Молодежь является существенно значимой группой пользователей и требует особого отношения к ее потребностям. Что очень важно – выделение в помещении библиотеки специального «молодежного» пространства.
    Такого рода «молодежные зоны» целесообразно  выделять в центральных библиотеках городских и районных ЦБС. Это самый распространенный в зарубежных библиотеках и не сложный в реализации способ привлечения и закрепления молодежи. Соответственно «молодежная зона» должна быть оформлена и оснащена с учетом возрастных особенностей пользователей и иметь особый набор ресурсов, технологий, услуг, форм клубной и публичной работы.
    С одной стороны, должна быть учтена потребность молодых иметь личное пространство, с другой стороны – обеспечена возможность для работы в группе и для общения.
    Но в любом случае у пользователей должно возникать ощущение от библиотеки как защищенной и дружелюбной территории, привлекательной и соответствующей их стилю жизни. Ее образ должен ассоциироваться в их сознании с суждениями типа «Библиотека – это образ жизни», «Посещение библиотеки – это стиль жизни», «Библиотека – это безопасно», « Библиотека – место, где хочется проводить время».
    К видам услуг, важным для библиотеки с точки зрения привлечения и закрепления  в ней молодежи относятся:
    Выполнение запросов пользователей: выполнение различных типов библиографических справок, как в реальном, так и в электронном виде;
    Предоставление пользователям автоматизированных рабочих мест для самостоятельной работы;
    Обеспечение свободного бесплатного доступа к электронным локальным и удаленным базам данных, электронным библиотекам и электронным библиотечным системам;
    Обеспечение свободного беспроводного доступа в Интернет на территории библиотеки;
    Предоставление информации по всему кругу вопросов, волнующих молодежь, имея ввиду профессиональную и личностную проблематику;
    Предоставление максимально широких возможностей виртуального доступа к ресурсам и услугам библиотеки посредством библиотечных сайтов, блогов, рассылок;
    Проведение индивидуальных и групповых психологических консультаций, тренингов;
    Проведение бесед, встреч со специалистами, представителями профессий, консультаций в помощь социализации, профориентации и профадаптации молодежи;
    Проведение практикумов, учебных курсов по информационной грамотности, культуре чтения и навыкам поиска информации с использованием печатных и электронных ресурсов, курсов иностранного языка;
    Организация услуг для молодых людей с ограниченными физическими возможностями, для их родителей и опекунов,  а также для тех, кто по тем или иным причинам не может посещать библиотеку;
    Предоставление молодым людям возможности участвовать в работе клубов, творческих объединений, выставок, лекториев, мастер-классов и прочих мероприятиях, действующих на базе библиотеки.
    Библиотекам стоит обратить внимание на то, что предоставление большого числа услуг на платной основе может стать для молодых людей серьезным психологическим и материальным фактором, препятствующим посещению ими библиотеки.
    При продумывании перечня и форм публичных мероприятий и программ библиотеки должны отдавать приоритет реальным интересам и потребностям молодежи, отраженные в государственной молодежной политике, в национальных программах в области культуры и образования, а также задачи, обусловленные потребностями местного сообщества.
    К сложившимся  формам публичных мероприятий для молодежи относятся:
    Беседы о книгах, обзоры и презентации изданий, премьеры и обсуждение книг;
    Информационные часы по актуальным темам, волнующим молодежь;
    Встречи с людьми (писателями, спортсменами, актерами, предпринимателями, знаменитыми земляками), вызывающими у молодежи реальный интерес к их жизни, работе, творчеству;
    Театрализованные представления, шоу, уличные шествия, флэш-мобы;
    Эспонирование произведений, результатов изыскательской работы самих молодых людей (рисунки, поделки, публикации, аудио- и видеоматериалы) на реальных и виртуальных площадках;
    Регулярные экскурсии, дни открытых дверей, семинары для молодых людей, не являющихся пока пользователями библиотеки;
    Создание историко-литературных экспозиций по темам, представляющим интерес для молодежи (по истории персонального компьютера, печатной и электронной книги, быта и культуре предшествующих десятилетий);
    Психологические тренинги и психологические ролевые игры;
    Дискуссионные объединения, клубы по интересам, мастер-классы, творческие мастерские;
    Вебсеминары, тренинги, лекции, видеоэкскурсии по интересным местам, телеконференции, интернет брейн-ринги, конкурсы;
    Обсуждение и отбор проектов в социальных сетях и блогах.

    Библиотеки, выступая инициаторами проведения крупных акций и мероприятий. Рассчитанных на молодежь, должны стараться привлекать ее к участию на всех этапах – от планирования до реализации и подведения итогов.
    Модели привлечения молодежи к деятельности библиотек могут быть различны. Это зависит от социокультурной ситуации в регионе, от потребностей и настроений молодежной аудитории, от имиджа самой библиотеки в молодежной среде и иных важных факторов, определяющих политику библиотеки.
    Рекомендуются некоторые формы участия молодежи в деятельности библиотеки, апробированные российской и зарубежной практикой:
    Добровольное участие молодежи, наряду со штатными специалистами библиотеки в реализации какого-либо конкретного проекта, предложенного библиотекой;
    Поддержка библиотекой инициативы группы  молодых пользователей по проведению того или иного мероприятия или созданию клубного объединения, представляющих для них интерес;
    Сотрудничество библиотеки с молодежными общественными объединениями по реализации социально значимых проектов;
    Введение в штат библиотеки молодых специалистов с уже действующими проектами, которые ранее реализовывались ими на других площадках;
    Привлечение наиболее активных молодых пользователей в качестве волонтеров для представления библиотечных программ в учебных заведениях и организациях, расположенных в зоне  обслуживания, при проведении интернет-конференций, трансляции мероприятий на Сети, при проведении опросов населения или пользователей библиотеки;
    Привлечение молодых пользователей в роли экспертов по созданию дизайна «молодежной зоны», а также в формировании библиотечного фонда (посещение волонтерами книжных магазинов, ярмарок и выставок, анализ ассортимента, предлагаемого электронными книжными магазинами), в организации «ящика для предложений или пожеланий»  для пользователей библиотеки или библиотечного сайта.


    Польза для молодежи от добровольного участия в деятельности библиотеки:
    Приобретается опыт работы в профессиональном коллективе, опыт командной работы;
    Повышается интерес к чтению;
    Возникает ощущение собственной значимости;
    Появляется площадка для творческой, общественной самореализации и т.д.
    Польза для библиотеки:
    Возможность наладить контакты с молодежью, которая пока не пользуется библиотечными услугами;
    Молодежь знает, что хотят читать их сверстники, а это делает библиотечный фонд более ориентированным на пользователя;
    Увеличивается количество новых пользователей из числа участников молодежных проектов, их друзей и родственников;
    Улучшается имидж библиотеки в глазах молодежи;
    Формируется конструктивный опыт общения с молодежью у сотрудников библиотеки.

    Библиотечные специалисты должны учитывать, что современные молодые люди не готовы к роли «объекта воспитательного воздействия», «ведомого», они достаточно независимы и самостоятельны в своем выборе и поведении.  Они зачастую употребляют понятие «современная» применительно к ресурсам, технологиям и пространству библиотеки, а понятие «консервативная» используют, характеризуя ее персонал. Возможно, по той причине, что сознание и взгляды работников изменить сложнее, чем усовершенствовать материально-техническую базу.
    В современной библиотеке общение библиотекаря с молодыми пользователями предполагает наличие у него таких профессиональных и личностных качеств, как:
    Высокая профессиональная квалификация;
    Умение пользоваться всеми электронными и мобильными устройствами, компьютерными программами, которыми располагает библиотека;
    Знание особенностей личностного, профессионального и социального становления молодого человека на разных возрастных этапах жизни, способность с уважением и терпимостью относиться к мнению и мировосприятию каждого из них;
    Способность вовремя улавливать изменение потребностей и направление интересов молодежи, тем или иным  образом связанных с библиотекой, и соответственно менять формы и методы работы с ней;
    Знание всех типов медиаресурсов, находящихся в сфере интересов молодежи, ее жанровых и тематических р в области чтения, музыки и видео, знакомство с молодежными субкультурами;
    Умение наладить контакты с другими возрастными группами в зоне действия библиотеки для удовлетворения потребностей молодежи;
    Умение защищать интересы молодежи как внутри библиотеки, так и за ее пределами;
    Владение культурой партнерских отношений со всеми организациями, которые могут быть полезными  для эффективной  работы с молодежью, в частности СМИ и Интернет сообщества;
    Умение критически осмысливать собственные достижения, непрерывно профессионально развиваться;
    Умение использовать различные методы для привлечения молодых пользователей к участию в деятельности библиотеки;
    Умение работать в команде, наличие организаторских и ораторских способностей, необходимых для проведения  публичных мероприятий и ведения объединений по интересам;
    Знание того, как обеспечить безопасность пребывания пользователей в библиотеке и уметь справиться с кризисной ситуацией.
Черты характера библиотекаря, полезные для работы с молодежью: честность, открытость, коммуникабельность, творческие способности, усидчивость, умение работать с большими объемами информации, непредвзятость, самоконтроль, инициативность и готовность к сотрудничеству, умение принимать решения и быть лояльным к чужому мнению. Работа с молодежью предполагает наличие терпимости, чувства уравновешенности и способности переносить напряжение; умения хорошо владеть собой и избегать «перегорания», в то же время последовательности и ответственности, умения правильно оценивать ситуацию и организовывать обратную связь; сотрудничество с другими учреждениями предполагает навыки работы с партнерами, сбора и передачи информации.
    Качество библиотечного обслуживания молодежи требует тесного сотрудничества с другими государственными и общественными организациями, профессионально работающими с молодежью, в первую очередь в масштабах своего муниципального образования.
    Библиотеки, обладающие соответствующими ресурсами и методикой, призваны выступать  с инициативой установления устойчивого партнерства в образовательной, культурной, досуговой сферах для обеспечения максимального результата в профессиональной ориентации, адаптации и социализации молодежи.
    Регулярное общение с комитетами по делам молодежи, социальными службами, службами занятости, органами здравоохранения, правовыми и другими службами позволит библиотеке своевременно улавливать  новые общественные явления, актуализировать свою деятельность, привлечь тех молодых людей, которые обычно не посещают библиотеку.
    Школы, средние специальные и высшие учебные заведения – основные пертнеры библиотек, обслуживающих молодежь.
    Работая в тесном контакте с другими учреждениями культуры, публичная библиотека может планировать и проводить с большим успехом и размахом литературные, музыкальные и кинофестивали, театрализованные праздники, красочные акции в местах скопления людей.
    Для определения того, насколько успешно осуществляется библиотекой обслуживание молодежи, необходимо использовать те или иные количественные и качественные показатели. В числе таковых могут быть следующие показатели:
    динамика изменений общего объема фонда библиотеки по сравнению с предыдущим годом, увеличения количества отредактированных библиографических записей в карточных каталогах;
    динамика изменений количества зарегистрированных пользователей и посещений библиотеки по сравнению с предыдущим годом;
    среднее время ожидания выполнения заявки при посещении библиотеки на получение документов, имеющихся в библиотеке, документов или их копий по МБА из других библиотек;
    доля потребителей удовлетворенных качеством услуг, удовлетворенных запросов пользователей;
Дополнительные показатели качества обслуживания молодежи, на которые целесообразно ориентироваться при формировании планов работы библиотеки:
    удобный для пользователей режим работы библиотеки;
    наличие специально оборудованных автоматизированных рабочих мест для пользователей;
    наличие беспроводного бесплатного доступа к сети Интернет;
    ассортимент библиотечных услуг для особых групп пользователей (инвалидов и лиц со специальными потребностями);
    динамика увеличения числа посетителей публичных мероприятий;
    число молодых пользователей, принимающих участие на добровольной основе в деятельности библиотеки;
    количество библиотечных экскурсий для потенциальных пользователей и число участников;
    динамика роста клубов, объединений по интересам, адекватно отражающих спектр потребностей молодых пользователей;
    количество выступлений сотрудников библиотеки на внешних площадках (в учебных заведениях, в молодежных лагерях отдыха в воинских частях, на профильных семинарах и конференциях и т.д.);
    наличие публикаций, позитивно оценивающих деятельность библиотеки в СМИ;
    наличие в социальных сетях Интернета позитивных отзывов самих молодых пользователей библиотеки о качестве ее работы.
        При организации работы по продвижению той или иной библиотечно-информационной услуги в молодежную среду положительный результат, может быть достигнут лишь в случае, если эта услуга, условия и способы ее предоставления действительно заслуживают внимания пользователя.
    В библиотечной практике работы с молодежью широко используются как уже зарекомендовавшие себя, так и новые формы продвижения услуг, в числе которых:
Организация коммуникативного пространства библиотеки, отвечающего интересам молодежи, создание среды, где им комфортно находиться, даже тогда, когда их приход не связан напрямую с книгой и чтением;
Оформление рекламных материалов так, чтобы в них отчетливо отражалось понимание библиотекой интересов молодежи (спорт, наука, любовь, культура, фэнтези, мода, музыка, жизнь великих людей);
Применение таких форм продвижения услуг, в которых молодые сотрудники библиотеки могут наилучшим  образом показать свои знания и способности ( в частности флэш-мобы, фестивали молодежных субкультур, интеллектуальные турниры), заражая своих ровесников – потенциальных пользователей позитивным отношением к библиотеке;
Размещение рекламы в местах, где бывают молодые люди (в кинотеатрах, кафе, наиболее посещаемых магазинах, в учебных заведениях и т.д);
Приглашение молодых людей к оформлению и распространению библиотечной рекламы, к оформлению библиотеки;
Размещение перечня услуг для молодежи и условий их предоставления на библиотечном сайте, в ее блоге и на страницах в социальных сетях;
Участие библиотеки в конференциях, семинарах, дискуссиях, круглых столах, проводимых другими организациями, учебными заведениями. По темам способным привлечь к библиотеке, ее ресурсам и услугам участников этих мероприятий.


Рекомендации по привлечению  к чтению подростков.

    Вспомним ощущения детства: книжная обложка – словно заветная дверца, хранящая тайну. И чем ярче она, тем сильнее манит к себе… Так же, наверное, привлекательным для юного читателя должен быть и образ его библиотеки.
    Очень многое зависит от продуманной рекламы, призванной создавать вокруг учреждения (фонда литературы, библиотечных услуг) определенное читательское мнение, формировать  интеллектуальные и практические потребности читателей. Вовремя дать нужную информацию о библиотеке, ее ресурсах привлечь внимание  к полезным и актуальным книгам, заинтересовать темой или встречей с интересными людьми – все это помогает сделать реклама.
    Прежде чем набрать текст на компьютере или начертать его на ватмане, постарайтесь почувствовать  потенциального потребителя предполагаемой вами библиотечной информации, представить образ конкретного читателя, чтобы вступит с ним  в общение. Вот например текст приглашения, приуроченный к выставке-диалогу «Листая вечные страницы». Он информирует о содержании представленных в экспозиции книг, призывает к живому творческому общению: «Читатели! Друзья! Мы предлагаем вам книги, которые по праву называют классическими, которые никогда не устаревают и приносят радость, счастье общения с творчеством талантливых писателей   и размышления над такими вечными понятиями, как любовь и ненависть, добро и зло, истина и ложь. Мы приглашаем вас к диалогу: напишите, что вы думаете об этих книгах, какие мысли и чувства пробудили они в вас».
    Существенные рекламные функции  выполняют  и нетрадиционно оформленные выставки библиотечной продукции. Здесь особенно необходимы  элементы, выполняющие функции привлечения внимания. Зарубежные специалисты называют их «ай-стопперами», то есть «останавливающие внимание». Роль «ай-стопперов» могут выполнять  различные аксессуары - предметы, детали, содержательно связанные с темой экспозиции. Оригинальные, обращенные к читателю заголовки тоже помогут привлечь внимание читателей. Например:  «»Читали ли ВЫ?», «Читайте классику сегодня!», «Удивительные волшебные, всезнающие книги!» и нетрадиционные, диалоговые формы представления литературы: выставка-реклама «Если Вам нравятся произведения русских писателей…», выставка-аукцион «Читаем ли мы классику? Знаем ли мы классику?», выставка-дискуссия «Какой герой интересен?», «Что читают молодые?», выставка-словарь «Библейские сюжеты в литературе».
    Принцип «Интересно! Необычно! Эффектно!» хорошо действует в проведении часов интересных сообщений  на тему: «Знаменитые дети Моцарт, Бах, Гете, Лермонтов. Цветаева…». Если подросток услышит увлекательный рассказ о книгах, посвященных этим гениям человечества, он , конечно же с большей вероятностью прочтет их. И узнает, например, кто такой Моцарт! И почему он уже в юном возрасте был знаменитым. И если очарованный пример гения подросток задаст вопрос: «Ну а я? Разве я не смогу быть таким?» - значит, за него можно порадоваться: библиотека побудила вашего читателя к творчеству, к развитии способностей. И тут самое  время поддержать разговор, рассказать о том, что значит быть настоящим мастером своего дела, что моцартовских высот следует стремиться достичь в любой профессии.  Давайте чаще и искреннее беседовать со своими читателями, и тогда мы увидим, какую пользу разговорный жанр приносит чтению.
    Ярким, запоминающимся событием библиотечной жизни становятся популярные сегодня аукционы:  книжный аукцион «Все книги будут в гости к нам», аукцион знаний «О чем не расскажет учебник». Кроме выполнения сугубо рекламных функций, такие мероприятия способствуют привлечению новых читателей, повышению спроса на книги. Главное, чтобы ребята там не скучали. В программу аукционов хорошо включать  познавательные игры, которые способствуют расширению и углублению знаний, несут информацию, развлекают.. Очень уместно использовать таких интерактивных форм, как лотереи, викторины, дайджесты, литературные игры, пресс-бои, рейтинги начитанности.
    Среди подростков немало пассивных читателей,  нередко их безразличие к чтению объясняется тем, что библиотеке не удалось задеть в них нужную струну, обнаружить  и разбудить интерес к той или иной проблеме. А ведь объективно такие читатели крайне нуждаются в предоставлении информации, обеспечивающей различные сферы жизнедеятельности: формирование мировоззрения, самосознания и самооценки, шкалы жизненных ценностей, получение образования, выбор профессии, определение семейного статуса, решение многих житейских вопросов. И библиотек способно эффективно помочь формированию духовно зрелой, образованной, социально-полезной ценной личности. В этой связи обращают на себя внимание, в частности, такие инновационные формы массовой работы, как молодежные библиотечные ассамблеи (МБА), клуб любителей интересных книжных открытий (КЛИКО), дискоклуб «Меломан».
    Информационно-развлекательные мероприятия типа блиц-программы «Юношеский час», «Библиотечная служба новостей» (БОН) помогают библиотекарю донести до читателя разнообразную информацию. Это – калейдоскоп интересных фактов из искусства, социологии, литературы, истории; обзоры-рекламы новых книг; экскурсы по периодическим изданиям; премьеры книг; анонсы, литературные сенсации; игровые и музыкальные паузы, литературные игры «Что? Где? Когда?». Особенно важно т, что читатель является непременным участником таких диалоговых мероприятий, извлекая из них максимум полезной информации.
    Привлекательность библиотеки для читателей- подростков усиливает дискуссионный клуб «Pro et contra?» («За и против»), где ребята могут высказаться по представляющим для них интерес темам: «Как воспитать прекрасную даму?», «Зачем вы, девушки, в погонах ходите?», «Брачный контракт: брак по расчету или брак без любви?», «Астрология: тайны, загадки, предвидения?», «Трудно быть  интеллектуалом?», принять участие в диск-тусовках: «Чем сегодня удивляют?», «Разрешите высказаться!», «Кому ты говоришь: «Браво!», «Кумиры молодых: кто они?», «Потрясающий хит сезона (книга, диск)!».
    Разумеется, такие мероприятия – не самоцель. Проводимые в книжном интерьере, они исподволь подталкивают иных «проблемных подростков» к библиотечным полкам. А значит, полку читателей прибудет!
    Известно, что основы литературного образования, хорошего читательского вкуса закладываются именно в школьные годы.  Библиотека может предложить комплекс мероприятий, обеспечивающих выработку интереса к художественной литературе. В частности, эффективно срабатывают такие формы этой работы.
    Системное знакомство с лучшим творением русской и зарубежной литературы позволяет читателям участвовать в литературных играх-лото. Схема игры проста – необходимо заполнить пропущенные места в предложенных текстах правильными названиями, именами, определениями.
    Как средство воспитания активной, творческой, самостоятельной, нестандартно мыслящей личности следует рассматривать рукописные журналы. Участие библиотекарей в возрождении этой давней русской традиции в школьной среде помогает читателям-школьникам развить литературные способности, воспитать хороший читательский вкус, овладеть языковой культурой.
    Многим молодым людям особенно импонирует быть лидером чтения, иметь информацию о новинках библиотечного фонда, о новых библиотечных услугах. Акции «Мир новых журналов – он твой!», «Ты – лидер чтения!», «Познавайте мир с новыми книгами!»  обеспечивают удовлетворение доминирующего спроса читателей на новые издания. Литературный хит-клуб (представляет литературные хиты – наиболее востребованные издания), ярмарки читательских мнений (о самых «модных» авторах и темах): «Интим-литература: сокровенная? Банальная? Откровенная?», «А вы читали Мураками?», «Поговорим о модных книгах?», «Звездные книги о звездных судьбах», «Книга твоей мечты: какая она?»), Интернет-клуб.
    Главное назначение библиотеки, обслуживающей подростков состоит в том, чтобы обеспечить молодым людям право на достойное библиотечное обслуживание.
    Ознакомление читателей с новыми темами современной литературы можно организовать в цикле «Беседы с читателями о литературе», в котором предусмотрены литературные часы, рекламные обзоры, заседания в литературной гостиной, часы информации.  Назовем некоторые темы: «Представляем лауреатов премии «Дебют», «Новое имя в литературе», «Популярные имена вчера и сегодня», «Литературные премии года», «История в художественном слове», «Не будем проклинать изгнанье» (литература русского зарубежья), «Такая неизвестная известная война», «Самые знаменитые поэты России». Рассказ о новинках должен быть увлекательным, интересным, ярким, запоминающимся.
Как перспективную и приоритетную, учитывающую современный стиль общения с в молодежной среде форму можно  рассматривать  молодежные программы чтения. Презентация таких программ – это яркое, зрелищное действо.  В нем гармонически сочетаются рекомендации традиционных книжных носителей информации с новыми некнижными (видеофильмы, слайды, компакт-диски). Обязательные условия   - рекомендация литературы для чтения в нетрадиционных формах, образных и запоминающихся, и раскрытие интересующих читателей тем.  Например: «Кумиры молодых», «Образование, карьера, успех», «Что читать молодым?», «Это классное внеклассное чтение!». Последняя программа представляет литературу повышенного спроса современных подростков,  в современных привлекательных темах: обзоры «Книги премии АБС» (имени Аркадия и Бориса Стругацких), «Молодые писатели – лауреаты Всероссийского конкурса «Алые паруса», цикл презентаций произведений наиболее читаемых авторов «Книжное знакомство», информ-релиз «А ты читал(а)?» представляющий книги популярных писателей, парад литературных героев, выставка-реклама «Ты возьми меня с собой!».
            В репертуар чтения подростков следует активно вводить лучшие новые художественные произведения; привлекать для их приобретения различные внебюджетные источники, организуя благотворительные акции  «Рождественский подарок нашей библиотеке!» .
           Журналы, газеты, составляющие значительную  часть фонда, дают возможность использовать их информационный потенциал при отсутствии  читателю книг.. Важно информировать читателей обо всем новом в периодических изданиях. Пресс-клуб «Новости-пресс» предлагает читателям дайджесты  «По страницам молодежных журналов», хит-парады: «Самые, самые, самые читаемые журналы», «самые престижные, самые интеллектуальные, самые экстравагантные журналы», а также презентации лучших представителей молодежной периодики. Не ограничиваясь чтением по школьной программе, подросток приобщается к научно-популярной, общественно-политической литературе посредством  чтения периодической печати.
             Есть еще одно направление работы по формированию и развитию читательской культуры – аналитико-рецензионный или оценочный. Несомненно, библиотекарь должен обладать навыками анализа литературных произведений. . их рецензирования, уметь поделиться  знаниями таких приемов с читателем. Этому служит цикл бесед «Как читать книгу». Начинается он с консультации «Анализ литературного произведения, заканчивается литературной игрой «Самый проницательный читатель».  Реализуются полученные навыки в ходе мероприятий, которые носят практический характер. Это выставки-диалоги «Размышления над прочитанной книгой», «Что у нас читают?»; обмен мнениями «Выбор книги для чтения: наука и искусство», «Вчера я прочитал…», опыт устной рецензии «Только что прочитано». И завершает цикл  «защита» читательских формуляров «Что ты читаешь сегодня?». Главная цель этого цикла – научить читателей выбирать книги для собственного чтения, анализировать прочитанное, свободно, непринужденно вести дискуссию. А значит вырасти в читателя-«профи».
            Если читатель не ищет книгу, тогда пусть книга находи его. Книга выходит на охоту, попадая на выставочную витрину.  Очень популярны у читателей рекламные стенды «Книги, которые надо перечитывать», «Всемирно известные бестселлеры – книги вашей мечты», «Лучшие книги  для чтения по истории Отечества». К стенду «Всемирно известные бестселлеры – книги вашей мечты» привлекают внимание слова Л.Н. Толстого: «Какое богатство мудрости и добра заразительно рассыпано по книгам всех народов и времен»., а также аннотации, периодически сменяемые новыми, что расширяет круг рекламируемых изданий. Особенность таких выставок в том, что они обращены к внутреннему миру читателя, приглашают к раздумью, диалогу.
             А вот выставка-реклама «Читать эти книги престижно!», выставки-дискуссии «Во что мы верим?», «Книги о которых спорят», выставка-викторина «Из каких мы книг?», выставка-словарь «Литературная азбука», выставка-дебют «Репертуар для модного чтения», экспресс-выставки «Откройте книги молодых!», «Совершенно новые книги». Каждая из названных книг позволяет в значительной степени активизировать читательских спрос, расширить репертуар спрашиваемых книг, привлечь  внимание к новым  именам и неизвестным ранее произведениям.
              Проводя библиотечные исследования с целью изучения читателей-подростков, их мысли, читательские предпочтения, библиотека может использовать следующие формы анкетирования и опроса: книжка-раскладушка «Как живешь подросток?», блиц-опрос «Ты представь себе на миг, как бы жили мы без книг?», «10 книг, которые потрясли нас», экспресс-опрос «Какую книгу ты бы взял на необитаемый остров?» с последующим оформлением выставок. Рекомендация произведений сверстниками – самая лучшая рекомендация для подростка.
               Библиотекари, причастные к обеспечению детского и подросткового чтения, решают ответственную двуединую задачу: наряду с удовлетворением читательских запросов и интересов юного поколения постепенно формируют не только сегодняшнего, и завтрашнего читателя, его потребности, вкус, читательскую культуру, создавая будущую (взрослую) читающую аудиторию.



   
Использованная литература:



1.    Руководство для публичных библиотек России по обслуживанию молодежи:
       Проект . - 2-я ред. – С-Пб.:РБА,2012. – 28 с.
2.    Головко, С. Книгочей – Тинейджер? Это Реально!/С. Головко.//Библиотека. – 2006. - №10. – С.6-10.
3.    Горобченко, Э. «Поговори со мною, друг…»/Э. Горобченко.//Библиотека. – 2007. - №1. – С.67-69.


Copyright dalnerbib.ucos.ru © 2024
ПОИСК ПО САЙТУ
Электр. каталог
Наш новый сайт
н.п."Культура"
Звезды Дальнеречья
С детской книжкой
Родной язык
Марафон
ТВОРЧЕСТВО
...
Памятные даты
Бессмертный цех
Архив записей