Развивая личность через чтение. Публичные библиотеки – молодым читателям.
(инструктивно - методические рекомендации)
Проблема привлечения молодых людей в стены библиотеки напрямую связана с проблемой выживания библиотек: если сегодня молодежь туда не пойдет, то завтра она не приведет свих детей. Главная цель библиотек, обслуживающих молодежь, заключается в активном содействии просвещению, непрерывному образованию, процессам социализации растущего человека, становлению личности, раскрытию творческого потенциала, формированию навыков конкурентоспособного работника на рынке труда. Библиотечное обслуживание молодых людей должно содействовать поддержке и развитию чтения, повышению информационной и компьютерной грамотности, расширению кругозора личности. Библиотека должна добиться того, чтобы ее образ ассоциировался в сознании молодежи: с «домом» знаний и гарантом свободного доступа к информации, помощью в социальной и профессиональной адаптации, безболезненном вхождении во «взрослый» мир, местом проведения интеллектуального досуга и общения, средой для реализации способностей, талантов, общественных амбиций. В настоящее время к категории «молодежь» относятся граждане России от 14 до 30 лет. Федеральная служба государственной статистики в категорию «молодежь» включает возрастные группы населения в возрасте 15-29 лет. Молодые, приходящие в публичную библиотеку, находятся на разных этапах физического взросления и социализации, входят в состав различных социальных и социокультурных групп. Это старшеклассники, гимназисты, учащиеся лицеев и колледжей, студенты; рабочие и предприниматели, журналисты и компьютерщики, врачи и преподаватели, экономисты и юристы; это молодые семьи и молодые родители. Их социальные позиции определяют информационные, культурные, коммуникационные, досуговые и другие потребности, удовлетворению которых и должна соответствовать библиотека. Структура библиотеки и соответствующий набор предлагаемых ею услуг в разных библиотеках могут не вполне совпадать, главное, чтобы обеспечивалось компетентное, углубленное, дифференцированное информационно-библиотечное обслуживание, максимально отвечающее интересам молодых пользователей при самом тесном взаимодействии с ними и в повседневных делах, и в перспективных проектах. Молодежь является существенно значимой группой пользователей и требует особого отношения к ее потребностям. Что очень важно – выделение в помещении библиотеки специального «молодежного» пространства. Такого рода «молодежные зоны» целесообразно выделять в центральных библиотеках городских и районных ЦБС. Это самый распространенный в зарубежных библиотеках и не сложный в реализации способ привлечения и закрепления молодежи. Соответственно «молодежная зона» должна быть оформлена и оснащена с учетом возрастных особенностей пользователей и иметь особый набор ресурсов, технологий, услуг, форм клубной и публичной работы. С одной стороны, должна быть учтена потребность молодых иметь личное пространство, с другой стороны – обеспечена возможность для работы в группе и для общения. Но в любом случае у пользователей должно возникать ощущение от библиотеки как защищенной и дружелюбной территории, привлекательной и соответствующей их стилю жизни. Ее образ должен ассоциироваться в их сознании с суждениями типа «Библиотека – это образ жизни», «Посещение библиотеки – это стиль жизни», «Библиотека – это безопасно», « Библиотека – место, где хочется проводить время». К видам услуг, важным для библиотеки с точки зрения привлечения и закрепления в ней молодежи относятся: Выполнение запросов пользователей: выполнение различных типов библиографических справок, как в реальном, так и в электронном виде; Предоставление пользователям автоматизированных рабочих мест для самостоятельной работы; Обеспечение свободного бесплатного доступа к электронным локальным и удаленным базам данных, электронным библиотекам и электронным библиотечным системам; Обеспечение свободного беспроводного доступа в Интернет на территории библиотеки; Предоставление информации по всему кругу вопросов, волнующих молодежь, имея ввиду профессиональную и личностную проблематику; Предоставление максимально широких возможностей виртуального доступа к ресурсам и услугам библиотеки посредством библиотечных сайтов, блогов, рассылок; Проведение индивидуальных и групповых психологических консультаций, тренингов; Проведение бесед, встреч со специалистами, представителями профессий, консультаций в помощь социализации, профориентации и профадаптации молодежи; Проведение практикумов, учебных курсов по информационной грамотности, культуре чтения и навыкам поиска информации с использованием печатных и электронных ресурсов, курсов иностранного языка; Организация услуг для молодых людей с ограниченными физическими возможностями, для их родителей и опекунов, а также для тех, кто по тем или иным причинам не может посещать библиотеку; Предоставление молодым людям возможности участвовать в работе клубов, творческих объединений, выставок, лекториев, мастер-классов и прочих мероприятиях, действующих на базе библиотеки. Библиотекам стоит обратить внимание на то, что предоставление большого числа услуг на платной основе может стать для молодых людей серьезным психологическим и материальным фактором, препятствующим посещению ими библиотеки. При продумывании перечня и форм публичных мероприятий и программ библиотеки должны отдавать приоритет реальным интересам и потребностям молодежи, отраженные в государственной молодежной политике, в национальных программах в области культуры и образования, а также задачи, обусловленные потребностями местного сообщества. К сложившимся формам публичных мероприятий для молодежи относятся: Беседы о книгах, обзоры и презентации изданий, премьеры и обсуждение книг; Информационные часы по актуальным темам, волнующим молодежь; Встречи с людьми (писателями, спортсменами, актерами, предпринимателями, знаменитыми земляками), вызывающими у молодежи реальный интерес к их жизни, работе, творчеству; Театрализованные представления, шоу, уличные шествия, флэш-мобы; Эспонирование произведений, результатов изыскательской работы самих молодых людей (рисунки, поделки, публикации, аудио- и видеоматериалы) на реальных и виртуальных площадках; Регулярные экскурсии, дни открытых дверей, семинары для молодых людей, не являющихся пока пользователями библиотеки; Создание историко-литературных экспозиций по темам, представляющим интерес для молодежи (по истории персонального компьютера, печатной и электронной книги, быта и культуре предшествующих десятилетий); Психологические тренинги и психологические ролевые игры; Дискуссионные объединения, клубы по интересам, мастер-классы, творческие мастерские; Вебсеминары, тренинги, лекции, видеоэкскурсии по интересным местам, телеконференции, интернет брейн-ринги, конкурсы; Обсуждение и отбор проектов в социальных сетях и блогах.
Библиотеки, выступая инициаторами проведения крупных акций и мероприятий. Рассчитанных на молодежь, должны стараться привлекать ее к участию на всех этапах – от планирования до реализации и подведения итогов. Модели привлечения молодежи к деятельности библиотек могут быть различны. Это зависит от социокультурной ситуации в регионе, от потребностей и настроений молодежной аудитории, от имиджа самой библиотеки в молодежной среде и иных важных факторов, определяющих политику библиотеки. Рекомендуются некоторые формы участия молодежи в деятельности библиотеки, апробированные российской и зарубежной практикой: Добровольное участие молодежи, наряду со штатными специалистами библиотеки в реализации какого-либо конкретного проекта, предложенного библиотекой; Поддержка библиотекой инициативы группы молодых пользователей по проведению того или иного мероприятия или созданию клубного объединения, представляющих для них интерес; Сотрудничество библиотеки с молодежными общественными объединениями по реализации социально значимых проектов; Введение в штат библиотеки молодых специалистов с уже действующими проектами, которые ранее реализовывались ими на других площадках; Привлечение наиболее активных молодых пользователей в качестве волонтеров для представления библиотечных программ в учебных заведениях и организациях, расположенных в зоне обслуживания, при проведении интернет-конференций, трансляции мероприятий на Сети, при проведении опросов населения или пользователей библиотеки; Привлечение молодых пользователей в роли экспертов по созданию дизайна «молодежной зоны», а также в формировании библиотечного фонда (посещение волонтерами книжных магазинов, ярмарок и выставок, анализ ассортимента, предлагаемого электронными книжными магазинами), в организации «ящика для предложений или пожеланий» для пользователей библиотеки или библиотечного сайта.
Польза для молодежи от добровольного участия в деятельности библиотеки: Приобретается опыт работы в профессиональном коллективе, опыт командной работы; Повышается интерес к чтению; Возникает ощущение собственной значимости; Появляется площадка для творческой, общественной самореализации и т.д. Польза для библиотеки: Возможность наладить контакты с молодежью, которая пока не пользуется библиотечными услугами; Молодежь знает, что хотят читать их сверстники, а это делает библиотечный фонд более ориентированным на пользователя; Увеличивается количество новых пользователей из числа участников молодежных проектов, их друзей и родственников; Улучшается имидж библиотеки в глазах молодежи; Формируется конструктивный опыт общения с молодежью у сотрудников библиотеки.
Библиотечные специалисты должны учитывать, что современные молодые люди не готовы к роли «объекта воспитательного воздействия», «ведомого», они достаточно независимы и самостоятельны в своем выборе и поведении. Они зачастую употребляют понятие «современная» применительно к ресурсам, технологиям и пространству библиотеки, а понятие «консервативная» используют, характеризуя ее персонал. Возможно, по той причине, что сознание и взгляды работников изменить сложнее, чем усовершенствовать материально-техническую базу. В современной библиотеке общение библиотекаря с молодыми пользователями предполагает наличие у него таких профессиональных и личностных качеств, как: Высокая профессиональная квалификация; Умение пользоваться всеми электронными и мобильными устройствами, компьютерными программами, которыми располагает библиотека; Знание особенностей личностного, профессионального и социального становления молодого человека на разных возрастных этапах жизни, способность с уважением и терпимостью относиться к мнению и мировосприятию каждого из них; Способность вовремя улавливать изменение потребностей и направление интересов молодежи, тем или иным образом связанных с библиотекой, и соответственно менять формы и методы работы с ней; Знание всех типов медиаресурсов, находящихся в сфере интересов молодежи, ее жанровых и тематических р в области чтения, музыки и видео, знакомство с молодежными субкультурами; Умение наладить контакты с другими возрастными группами в зоне действия библиотеки для удовлетворения потребностей молодежи; Умение защищать интересы молодежи как внутри библиотеки, так и за ее пределами; Владение культурой партнерских отношений со всеми организациями, которые могут быть полезными для эффективной работы с молодежью, в частности СМИ и Интернет сообщества; Умение критически осмысливать собственные достижения, непрерывно профессионально развиваться; Умение использовать различные методы для привлечения молодых пользователей к участию в деятельности библиотеки; Умение работать в команде, наличие организаторских и ораторских способностей, необходимых для проведения публичных мероприятий и ведения объединений по интересам; Знание того, как обеспечить безопасность пребывания пользователей в библиотеке и уметь справиться с кризисной ситуацией. Черты характера библиотекаря, полезные для работы с молодежью: честность, открытость, коммуникабельность, творческие способности, усидчивость, умение работать с большими объемами информации, непредвзятость, самоконтроль, инициативность и готовность к сотрудничеству, умение принимать решения и быть лояльным к чужому мнению. Работа с молодежью предполагает наличие терпимости, чувства уравновешенности и способности переносить напряжение; умения хорошо владеть собой и избегать «перегорания», в то же время последовательности и ответственности, умения правильно оценивать ситуацию и организовывать обратную связь; сотрудничество с другими учреждениями предполагает навыки работы с партнерами, сбора и передачи информации. Качество библиотечного обслуживания молодежи требует тесного сотрудничества с другими государственными и общественными организациями, профессионально работающими с молодежью, в первую очередь в масштабах своего муниципального образования. Библиотеки, обладающие соответствующими ресурсами и методикой, призваны выступать с инициативой установления устойчивого партнерства в образовательной, культурной, досуговой сферах для обеспечения максимального результата в профессиональной ориентации, адаптации и социализации молодежи. Регулярное общение с комитетами по делам молодежи, социальными службами, службами занятости, органами здравоохранения, правовыми и другими службами позволит библиотеке своевременно улавливать новые общественные явления, актуализировать свою деятельность, привлечь тех молодых людей, которые обычно не посещают библиотеку. Школы, средние специальные и высшие учебные заведения – основные пертнеры библиотек, обслуживающих молодежь. Работая в тесном контакте с другими учреждениями культуры, публичная библиотека может планировать и проводить с большим успехом и размахом литературные, музыкальные и кинофестивали, театрализованные праздники, красочные акции в местах скопления людей. Для определения того, насколько успешно осуществляется библиотекой обслуживание молодежи, необходимо использовать те или иные количественные и качественные показатели. В числе таковых могут быть следующие показатели: динамика изменений общего объема фонда библиотеки по сравнению с предыдущим годом, увеличения количества отредактированных библиографических записей в карточных каталогах; динамика изменений количества зарегистрированных пользователей и посещений библиотеки по сравнению с предыдущим годом; среднее время ожидания выполнения заявки при посещении библиотеки на получение документов, имеющихся в библиотеке, документов или их копий по МБА из других библиотек; доля потребителей удовлетворенных качеством услуг, удовлетворенных запросов пользователей; Дополнительные показатели качества обслуживания молодежи, на которые целесообразно ориентироваться при формировании планов работы библиотеки: удобный для пользователей режим работы библиотеки; наличие специально оборудованных автоматизированных рабочих мест для пользователей; наличие беспроводного бесплатного доступа к сети Интернет; ассортимент библиотечных услуг для особых групп пользователей (инвалидов и лиц со специальными потребностями); динамика увеличения числа посетителей публичных мероприятий; число молодых пользователей, принимающих участие на добровольной основе в деятельности библиотеки; количество библиотечных экскурсий для потенциальных пользователей и число участников; динамика роста клубов, объединений по интересам, адекватно отражающих спектр потребностей молодых пользователей; количество выступлений сотрудников библиотеки на внешних площадках (в учебных заведениях, в молодежных лагерях отдыха в воинских частях, на профильных семинарах и конференциях и т.д.); наличие публикаций, позитивно оценивающих деятельность библиотеки в СМИ; наличие в социальных сетях Интернета позитивных отзывов самих молодых пользователей библиотеки о качестве ее работы. При организации работы по продвижению той или иной библиотечно-информационной услуги в молодежную среду положительный результат, может быть достигнут лишь в случае, если эта услуга, условия и способы ее предоставления действительно заслуживают внимания пользователя. В библиотечной практике работы с молодежью широко используются как уже зарекомендовавшие себя, так и новые формы продвижения услуг, в числе которых: Организация коммуникативного пространства библиотеки, отвечающего интересам молодежи, создание среды, где им комфортно находиться, даже тогда, когда их приход не связан напрямую с книгой и чтением; Оформление рекламных материалов так, чтобы в них отчетливо отражалось понимание библиотекой интересов молодежи (спорт, наука, любовь, культура, фэнтези, мода, музыка, жизнь великих людей); Применение таких форм продвижения услуг, в которых молодые сотрудники библиотеки могут наилучшим образом показать свои знания и способности ( в частности флэш-мобы, фестивали молодежных субкультур, интеллектуальные турниры), заражая своих ровесников – потенциальных пользователей позитивным отношением к библиотеке; Размещение рекламы в местах, где бывают молодые люди (в кинотеатрах, кафе, наиболее посещаемых магазинах, в учебных заведениях и т.д); Приглашение молодых людей к оформлению и распространению библиотечной рекламы, к оформлению библиотеки; Размещение перечня услуг для молодежи и условий их предоставления на библиотечном сайте, в ее блоге и на страницах в социальных сетях; Участие библиотеки в конференциях, семинарах, дискуссиях, круглых столах, проводимых другими организациями, учебными заведениями. По темам способным привлечь к библиотеке, ее ресурсам и услугам участников этих мероприятий.
Рекомендации по привлечению к чтению подростков.
Вспомним ощущения детства: книжная обложка – словно заветная дверца, хранящая тайну. И чем ярче она, тем сильнее манит к себе… Так же, наверное, привлекательным для юного читателя должен быть и образ его библиотеки. Очень многое зависит от продуманной рекламы, призванной создавать вокруг учреждения (фонда литературы, библиотечных услуг) определенное читательское мнение, формировать интеллектуальные и практические потребности читателей. Вовремя дать нужную информацию о библиотеке, ее ресурсах привлечь внимание к полезным и актуальным книгам, заинтересовать темой или встречей с интересными людьми – все это помогает сделать реклама. Прежде чем набрать текст на компьютере или начертать его на ватмане, постарайтесь почувствовать потенциального потребителя предполагаемой вами библиотечной информации, представить образ конкретного читателя, чтобы вступит с ним в общение. Вот например текст приглашения, приуроченный к выставке-диалогу «Листая вечные страницы». Он информирует о содержании представленных в экспозиции книг, призывает к живому творческому общению: «Читатели! Друзья! Мы предлагаем вам книги, которые по праву называют классическими, которые никогда не устаревают и приносят радость, счастье общения с творчеством талантливых писателей и размышления над такими вечными понятиями, как любовь и ненависть, добро и зло, истина и ложь. Мы приглашаем вас к диалогу: напишите, что вы думаете об этих книгах, какие мысли и чувства пробудили они в вас». Существенные рекламные функции выполняют и нетрадиционно оформленные выставки библиотечной продукции. Здесь особенно необходимы элементы, выполняющие функции привлечения внимания. Зарубежные специалисты называют их «ай-стопперами», то есть «останавливающие внимание». Роль «ай-стопперов» могут выполнять различные аксессуары - предметы, детали, содержательно связанные с темой экспозиции. Оригинальные, обращенные к читателю заголовки тоже помогут привлечь внимание читателей. Например: «»Читали ли ВЫ?», «Читайте классику сегодня!», «Удивительные волшебные, всезнающие книги!» и нетрадиционные, диалоговые формы представления литературы: выставка-реклама «Если Вам нравятся произведения русских писателей…», выставка-аукцион «Читаем ли мы классику? Знаем ли мы классику?», выставка-дискуссия «Какой герой интересен?», «Что читают молодые?», выставка-словарь «Библейские сюжеты в литературе». Принцип «Интересно! Необычно! Эффектно!» хорошо действует в проведении часов интересных сообщений на тему: «Знаменитые дети Моцарт, Бах, Гете, Лермонтов. Цветаева…». Если подросток услышит увлекательный рассказ о книгах, посвященных этим гениям человечества, он , конечно же с большей вероятностью прочтет их. И узнает, например, кто такой Моцарт! И почему он уже в юном возрасте был знаменитым. И если очарованный пример гения подросток задаст вопрос: «Ну а я? Разве я не смогу быть таким?» - значит, за него можно порадоваться: библиотека побудила вашего читателя к творчеству, к развитии способностей. И тут самое время поддержать разговор, рассказать о том, что значит быть настоящим мастером своего дела, что моцартовских высот следует стремиться достичь в любой профессии. Давайте чаще и искреннее беседовать со своими читателями, и тогда мы увидим, какую пользу разговорный жанр приносит чтению. Ярким, запоминающимся событием библиотечной жизни становятся популярные сегодня аукционы: книжный аукцион «Все книги будут в гости к нам», аукцион знаний «О чем не расскажет учебник». Кроме выполнения сугубо рекламных функций, такие мероприятия способствуют привлечению новых читателей, повышению спроса на книги. Главное, чтобы ребята там не скучали. В программу аукционов хорошо включать познавательные игры, которые способствуют расширению и углублению знаний, несут информацию, развлекают.. Очень уместно использовать таких интерактивных форм, как лотереи, викторины, дайджесты, литературные игры, пресс-бои, рейтинги начитанности. Среди подростков немало пассивных читателей, нередко их безразличие к чтению объясняется тем, что библиотеке не удалось задеть в них нужную струну, обнаружить и разбудить интерес к той или иной проблеме. А ведь объективно такие читатели крайне нуждаются в предоставлении информации, обеспечивающей различные сферы жизнедеятельности: формирование мировоззрения, самосознания и самооценки, шкалы жизненных ценностей, получение образования, выбор профессии, определение семейного статуса, решение многих житейских вопросов. И библиотек способно эффективно помочь формированию духовно зрелой, образованной, социально-полезной ценной личности. В этой связи обращают на себя внимание, в частности, такие инновационные формы массовой работы, как молодежные библиотечные ассамблеи (МБА), клуб любителей интересных книжных открытий (КЛИКО), дискоклуб «Меломан». Информационно-развлекательные мероприятия типа блиц-программы «Юношеский час», «Библиотечная служба новостей» (БОН) помогают библиотекарю донести до читателя разнообразную информацию. Это – калейдоскоп интересных фактов из искусства, социологии, литературы, истории; обзоры-рекламы новых книг; экскурсы по периодическим изданиям; премьеры книг; анонсы, литературные сенсации; игровые и музыкальные паузы, литературные игры «Что? Где? Когда?». Особенно важно т, что читатель является непременным участником таких диалоговых мероприятий, извлекая из них максимум полезной информации. Привлекательность библиотеки для читателей- подростков усиливает дискуссионный клуб «Pro et contra?» («За и против»), где ребята могут высказаться по представляющим для них интерес темам: «Как воспитать прекрасную даму?», «Зачем вы, девушки, в погонах ходите?», «Брачный контракт: брак по расчету или брак без любви?», «Астрология: тайны, загадки, предвидения?», «Трудно быть интеллектуалом?», принять участие в диск-тусовках: «Чем сегодня удивляют?», «Разрешите высказаться!», «Кому ты говоришь: «Браво!», «Кумиры молодых: кто они?», «Потрясающий хит сезона (книга, диск)!». Разумеется, такие мероприятия – не самоцель. Проводимые в книжном интерьере, они исподволь подталкивают иных «проблемных подростков» к библиотечным полкам. А значит, полку читателей прибудет! Известно, что основы литературного образования, хорошего читательского вкуса закладываются именно в школьные годы. Библиотека может предложить комплекс мероприятий, обеспечивающих выработку интереса к художественной литературе. В частности, эффективно срабатывают такие формы этой работы. Системное знакомство с лучшим творением русской и зарубежной литературы позволяет читателям участвовать в литературных играх-лото. Схема игры проста – необходимо заполнить пропущенные места в предложенных текстах правильными названиями, именами, определениями. Как средство воспитания активной, творческой, самостоятельной, нестандартно мыслящей личности следует рассматривать рукописные журналы. Участие библиотекарей в возрождении этой давней русской традиции в школьной среде помогает читателям-школьникам развить литературные способности, воспитать хороший читательский вкус, овладеть языковой культурой. Многим молодым людям особенно импонирует быть лидером чтения, иметь информацию о новинках библиотечного фонда, о новых библиотечных услугах. Акции «Мир новых журналов – он твой!», «Ты – лидер чтения!», «Познавайте мир с новыми книгами!» обеспечивают удовлетворение доминирующего спроса читателей на новые издания. Литературный хит-клуб (представляет литературные хиты – наиболее востребованные издания), ярмарки читательских мнений (о самых «модных» авторах и темах): «Интим-литература: сокровенная? Банальная? Откровенная?», «А вы читали Мураками?», «Поговорим о модных книгах?», «Звездные книги о звездных судьбах», «Книга твоей мечты: какая она?»), Интернет-клуб. Главное назначение библиотеки, обслуживающей подростков состоит в том, чтобы обеспечить молодым людям право на достойное библиотечное обслуживание. Ознакомление читателей с новыми темами современной литературы можно организовать в цикле «Беседы с читателями о литературе», в котором предусмотрены литературные часы, рекламные обзоры, заседания в литературной гостиной, часы информации. Назовем некоторые темы: «Представляем лауреатов премии «Дебют», «Новое имя в литературе», «Популярные имена вчера и сегодня», «Литературные премии года», «История в художественном слове», «Не будем проклинать изгнанье» (литература русского зарубежья), «Такая неизвестная известная война», «Самые знаменитые поэты России». Рассказ о новинках должен быть увлекательным, интересным, ярким, запоминающимся. Как перспективную и приоритетную, учитывающую современный стиль общения с в молодежной среде форму можно рассматривать молодежные программы чтения. Презентация таких программ – это яркое, зрелищное действо. В нем гармонически сочетаются рекомендации традиционных книжных носителей информации с новыми некнижными (видеофильмы, слайды, компакт-диски). Обязательные условия - рекомендация литературы для чтения в нетрадиционных формах, образных и запоминающихся, и раскрытие интересующих читателей тем. Например: «Кумиры молодых», «Образование, карьера, успех», «Что читать молодым?», «Это классное внеклассное чтение!». Последняя программа представляет литературу повышенного спроса современных подростков, в современных привлекательных темах: обзоры «Книги премии АБС» (имени Аркадия и Бориса Стругацких), «Молодые писатели – лауреаты Всероссийского конкурса «Алые паруса», цикл презентаций произведений наиболее читаемых авторов «Книжное знакомство», информ-релиз «А ты читал(а)?» представляющий книги популярных писателей, парад литературных героев, выставка-реклама «Ты возьми меня с собой!». В репертуар чтения подростков следует активно вводить лучшие новые художественные произведения; привлекать для их приобретения различные внебюджетные источники, организуя благотворительные акции «Рождественский подарок нашей библиотеке!» . Журналы, газеты, составляющие значительную часть фонда, дают возможность использовать их информационный потенциал при отсутствии читателю книг.. Важно информировать читателей обо всем новом в периодических изданиях. Пресс-клуб «Новости-пресс» предлагает читателям дайджесты «По страницам молодежных журналов», хит-парады: «Самые, самые, самые читаемые журналы», «самые престижные, самые интеллектуальные, самые экстравагантные журналы», а также презентации лучших представителей молодежной периодики. Не ограничиваясь чтением по школьной программе, подросток приобщается к научно-популярной, общественно-политической литературе посредством чтения периодической печати. Есть еще одно направление работы по формированию и развитию читательской культуры – аналитико-рецензионный или оценочный. Несомненно, библиотекарь должен обладать навыками анализа литературных произведений. . их рецензирования, уметь поделиться знаниями таких приемов с читателем. Этому служит цикл бесед «Как читать книгу». Начинается он с консультации «Анализ литературного произведения, заканчивается литературной игрой «Самый проницательный читатель». Реализуются полученные навыки в ходе мероприятий, которые носят практический характер. Это выставки-диалоги «Размышления над прочитанной книгой», «Что у нас читают?»; обмен мнениями «Выбор книги для чтения: наука и искусство», «Вчера я прочитал…», опыт устной рецензии «Только что прочитано». И завершает цикл «защита» читательских формуляров «Что ты читаешь сегодня?». Главная цель этого цикла – научить читателей выбирать книги для собственного чтения, анализировать прочитанное, свободно, непринужденно вести дискуссию. А значит вырасти в читателя-«профи». Если читатель не ищет книгу, тогда пусть книга находи его. Книга выходит на охоту, попадая на выставочную витрину. Очень популярны у читателей рекламные стенды «Книги, которые надо перечитывать», «Всемирно известные бестселлеры – книги вашей мечты», «Лучшие книги для чтения по истории Отечества». К стенду «Всемирно известные бестселлеры – книги вашей мечты» привлекают внимание слова Л.Н. Толстого: «Какое богатство мудрости и добра заразительно рассыпано по книгам всех народов и времен»., а также аннотации, периодически сменяемые новыми, что расширяет круг рекламируемых изданий. Особенность таких выставок в том, что они обращены к внутреннему миру читателя, приглашают к раздумью, диалогу. А вот выставка-реклама «Читать эти книги престижно!», выставки-дискуссии «Во что мы верим?», «Книги о которых спорят», выставка-викторина «Из каких мы книг?», выставка-словарь «Литературная азбука», выставка-дебют «Репертуар для модного чтения», экспресс-выставки «Откройте книги молодых!», «Совершенно новые книги». Каждая из названных книг позволяет в значительной степени активизировать читательских спрос, расширить репертуар спрашиваемых книг, привлечь внимание к новым именам и неизвестным ранее произведениям. Проводя библиотечные исследования с целью изучения читателей-подростков, их мысли, читательские предпочтения, библиотека может использовать следующие формы анкетирования и опроса: книжка-раскладушка «Как живешь подросток?», блиц-опрос «Ты представь себе на миг, как бы жили мы без книг?», «10 книг, которые потрясли нас», экспресс-опрос «Какую книгу ты бы взял на необитаемый остров?» с последующим оформлением выставок. Рекомендация произведений сверстниками – самая лучшая рекомендация для подростка. Библиотекари, причастные к обеспечению детского и подросткового чтения, решают ответственную двуединую задачу: наряду с удовлетворением читательских запросов и интересов юного поколения постепенно формируют не только сегодняшнего, и завтрашнего читателя, его потребности, вкус, читательскую культуру, создавая будущую (взрослую) читающую аудиторию.
Использованная литература:1. Руководство для публичных библиотек России по обслуживанию молодежи: Проект . - 2-я ред. – С-Пб.:РБА,2012. – 28 с. 2. Головко, С. Книгочей – Тинейджер? Это Реально!/С. Головко.//Библиотека. – 2006. - №10. – С.6-10. 3. Горобченко, Э. «Поговори со мною, друг…»/Э. Горобченко.//Библиотека. – 2007. - №1. – С.67-69.
|