Проектная деятельность в библиотеке
Откуда пошла проектная деятельность? Экономика зарубежных стран. Обращение к понятию «проект» в России сегодня - не только мода: именно конкретные, укладывающиеся в определённый срок, результативные действия наиболее эффективны. Проектный подход к библиотечной деятельности постепенно становится одним из качественных критериев нашей деятельности, формой реализации творческих идей, проведения различных акций и т. д. В переводе с латинского термин «проект» буквально означает «брошенный вперёд». Традиционно под проектом понимался замысел, план, нацеленный на некое преобразование. В современном мире это понятие включает в себя и процесс реализации идеи. Проект, таким образом - это разработка и осуществление ряда мероприятий, ограниченных во времени и направленных на достижение определённого результата, изменение существующей ситуации. В основе любого проекта должна быть идея. Чтобы на эту идею получить деньги, нужно доказать, что можно сделать с помощью этих средств в определённые рамки времени и при каких условиях. Из этой идеи должен возникнуть проект - деловой, чёткий документ, в котором идея должна привести к постановке целей, конкретных задач, стоящих перед учреждением, а также к демонстрации результата. Иными словами, проект – это неповторимая, нерутинная, уникальная деятельность с установленными сроками, бюджетом и механизмом реализации. Под проектом понимается также логическая совокупность мероприятий, осуществляемых для достижения поставленных целей в рамках установленного бюджета, плана- графика реализации и прогнозирования результатов. Проект отличается от плана работы тем, что уводит деятельность учреждения за обычные рамки. Он основан на опыте работы вашей библиотеки, на знании и анализе конкретной ситуации в регионе (то есть учитывает местную специфику), имеет чётко ограниченные сроки (чаще всего год). Кроме того, в проекте должно участвовать ограниченное количество людей с определенными функциями. Необходимо оценить все имеющиеся ресурсы (финансовые, кадровые и т.д.). «Тайная» цель любого проекта, имея в виду внутрибиблиотечные проблемы, - получить финансирование под реализацию какой-либо конкретной деятельности, поскольку в сфере культуры идёт борьба всех со всеми за финансовые ресурсы и ресурсы вообще. Задача библиотек – понять, как осуществляются проекты, как их составлять и искать тех, кто их профинансирует. Библиотечные специалисты за рубежом постоянно участвуют в разнообразных социальных конкурсах, в надежде получить поддержку конкретных проектов. Это очень распространенная практика. Теперь она существует и в нашей стране. Кто может профинансировать проект: - частные благотворительные фонды, отечественные и зарубежные организации, частные лица, государственные учреждения, международные организации - правительственные учреждения (система Президентских грантов, Федеральные программы и т.д.) Каждый фонд, или учреждение финансирует деятельность строго определенной тематики, либо деятельность определенных получателей грантов (например: студенты, работники культуры, сотрудники некоммерческих организаций и т. д.) То есть существуют определенные ограничения. Это связано с тем, что каждый «донор» работает с узким кругом учреждений и частных лиц и в строго определенной области. Нужно отметить, что стратегия привлечения средств в библиотечные проекты - это отдельная тема их поиска и привлечения, то есть фандрайзинга.
Если все требования соблюдены, написан удачный проект, который признан победителем, то организация (либо физическое лицо) получает грант. Что такое грант? Грант- это средства, безвозмездно передаваемые благотворителем (фонд, корпорация, правительственное учреждение, частное лицо) получателю (юридическое или физическое лицо). Составные части проекта. Название. Оно может быть оформлено в виде лозунга. Должно быть броским, хорошо запоминающимся. Постановка проблемы (или обоснование потребностей). В этом разделе описывается ситуация побудившая вас к разработке проекта. Вы должны объяснить, зачем и кому нужен ваш проект. Проблема должна быть социально значима, актуальна для региона и ни в коем случае не должна решать ваши внутренние проблемы Пример: - социальные проблемы конкретного сообщества, местности, региона. (Бедность, одиночество, безнадзорность и т.д.) Деталь - отсутствие денег, это не проблема. Вы в проекте отвечаете на вопрос, для решения какой конкретной социальной проблемы просите денег. Здесь же вы связываете задачи своей организации с описанной ситуацией. Из той проблемы, которая сформулирована в проекте, должны логически вытекать цели и задачи. Начиная проект, необходимо чётко знать, на кого он рассчитан, какие организации и категории населения примут в нём участие или получат определённые услуги. Ключевое понятие проекта - понятие цели. Цель - это общее утверждение, показывающее тип социальной проблемы. Она неконкретна. Её нельзя оценить количественно. Например: проблема - неравные стартовые возможности для обучения сельской молодёжи в высших учебных заведениях. цель - внедрение новых информационных технологий в библиотечной деятельности. проблема - утрата национальных традиций на селе. цель – возрождение или сохранение уникальных обрядов конкретного села или региона. Специфика библиотечных проектов заключается в том, что они по преимуществу направлены на предоставление или расширение информационных услуг для населения. Задачи: это конкретные, поддающиеся количественному измерению «шаги» к достижению цели. Они максимально конкретизированы. Обычно их выдвигается несколько. Они реальны, реализуются в определенный срок силами проектной группы, или привлечённых специалистов. Пример. Задачи всегда указывают на конкретный результат. Деятельность и методы. В этом разделе описываются мероприятия, которые необходимо провести для достижения намеченных результатов, задач, то есть, описывается схема организации работы по проекту + реклама. Методы - это детальное описание того, что будет сделано, как, кем, когда, в какой последовательности, какие ресурсы необходимы. Очень важно показать причины выбора именно таких мероприятий, обосновать их. Этапы и сроки. Этот раздел дается в табличной или текстовой форме. Результаты. Проект должен принести ощутимые конкретные результаты, то есть то, что можно оценить. Критерии могут быть количественные и качественные (проведение конкретных мероприятий, выпуск издательской, методической, рекламной продукции; предоставление определённой группе читателей сервисных услуг и т.д.) Здесь содержится конкретная информация (с указанием количественных показателей) о результатах проекта. Перспективы проекта. Обязательно нужно описывать перспективы проекта, пытаться обосновать, что он будет продолжаться во времени после того, как предоставленное финансирование будет исчерпано. Самая важная часть проекта – бюджет или смета. Причем бюджет должен быть реальный, связанный с текстом проекта. Различные благотворители предъявляют разные требования к бюджету, соответственно и статьи бюджета могут варьироваться. Обычно это: - оплата труда - аренда помещения, оборудования - коммунальные услуги - приобретение оборудования - расходные материалы - командировочные, транспортные расходы - организация совещаний, конференций - оплата услуг связи - амортизация оборудования Самое важное в бюджете - показать вклад собственный или привлеченный, потому что любой проектный бюджет делится на 2 части: - запрашиваемая сумма - вклад из других источников Требования к бюджету: - соответствие описательной части заявки, то есть, реален ли он. Например: просят по проекту видеодвойку, но нигде в описании нет просмотра TV и видеопрограмм. - Сбалансированность бюджета. Некоторые эксперты смотрят вначале бюджет, а не текст проекта. Им этого достаточно, чтобы составить своё мнение. Социальный проект, а в библиотеках все проекты социальные, должен иметь поддержку со стороны других организаций, хотя бы номинально. Поддерживать проект может любая организация (коммерческая или некоммерческая). Существующая или планируемая система партнёрства в проектной деятельности является краеугольным камнем в её осуществлении. В последние годы в России появились новые формы культурной деятельности, в частности, проекты. Они существуют наряду с традиционными организациями или возникают и реализуются внутри их. Проектная деятельность-предмет постоянных обсуждений и споров. С одной стороны, проект кажется более современным и совершенным видом работы, который должен прийти на смену привычной деятельности в сфере культуры. Согласно другой точке зрения, проект не существует сам по себе, он неразрывно связан с конкретной организацией. Справедливости ради надо заметить, что хотя проектная деятельность обеспечивает возможность, в том числе, реализовать и творческие идеи, и разрешить финансовые затруднения, она обращена к небольшой группе работников. Она позволяет вести, в том числе, и интересную внебиблиотечную деятельность (в том случае, если поддержка исходит от частной благотворительной организации). Но осуществление проекта нередко является также основанием для возникновения распрей в коллективе. Чтобы правильно научиться формулировать проблемы, цели и задачи, научиться писать проекты, необходимо: 1) принимать участие в специальных обучающих семинарах, тренингах, консультироваться у специалистов, практиков; 2) привлекать специалистов других отраслей к этой деятельности; 3) самое главное, быть неравнодушным к своему делу, иметь потребность к собственному саморазвитию и качественному развитию своей библиотеки. Для чего нужна проектная деятельность: - это альтернативный источник финансирования, более того это почетный источник финансирования (Федеральная программа «Культура России»). - проектная деятельность создаёт привлекательный образ организации, поскольку проект сопровождается форсированной рекламой, а реклама – это одно из условий осуществления проекта. - инновационная деятельность в библиотеке, одно из условий её существования в современном изменяющемся мире. Существуют различные виды классификации проектов. Например, по масштабам их можно рассматривать как межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты в рамках одной библиотеки. Кроме того, они подразделяются на Монопроекты (для одной библиотеки), мультипроекты (для нескольких библиотек), мегапроекты (для библиотек определённого региона). Монопроекты, осуществляются на уровне одной библиотеки, имеют конкретную цель, определенные нормы финансирования, ресурсного обеспечения, установленные сроки и конкретное содержание. Монопроекты в библиотечной сфере отличаются большим разнообразием и не требуют для достижения своих целей формирования других проектов. В них отражен определённый круг задач и применяются традиционные методы и средства управления созданием таких программных документов. Их реализация требует формирования единой проектной команды. Примером монопроекта может служить разработанный в 2010 году БУК «Областная библиотека для детей и юношества проект «Апельсиновые окна». Целью проекта стало создание привлекательного образа библиотеки. В задачи этого проекта входит: - расширение информационного пространства библиотеки; - использование особенностей помещения; - привлечение к библиотеке внимания населения, пользователей и партнеров; - внесение своего штриха в социально-творческий пейзаж территории. Основным содержанием проекта является оформление витринных окон первого этажа библиотеки, выходящих на центральную городскую магистраль. В окнах библиотеки экспонируются творческие работы детей и подростков – при участии партнерских организаций; размещается информация о библиотеке, библиотечных мероприятиях и читателях. Монопроекты могут иметь и более узкий целевой масштаб. В 2007 году в Центральной детской библиотеке одного из муниципальных районов Новосибирской области был разработан проект, рассчитанный на 2007 – 2010 гг. «Ты не один в этом мире», направленный на организацию качественного библиотечного обслуживания детей-инвалидов. Библиотекари сотрудничают с социальными педагогами Центра реабилитации и родителями детей с ограниченными возможностями. Устраивают театрализованные представления, экскурсии по библиотеке, проводят утренники и беседы. В дальнейших планах проекта: выставки-хобби детей с ограниченными возможностями, вечера-встречи с талантливыми жителями посёлка, подготовка мини-спектаклей силами детей. В зависимости от цели Монопроекты делятся на организационные, информационные, инновационные, управленческие, исследовательские, технические, экономические, социальные и смешанные. Информационный проект – это проект, подготовленный в соответствии с потребностями пользователей. Инновационный проект – это проект, который содержит какое-то новшество, значительное изменение, перемену. Маркетинговый проект – это проект, рассчитанный на широкую взаимосвязь с общественностью. Стратегический проект – это проект, который содержит планирование какой-либо деятельности на длительную перспективу. Организационный проект – направлен на объединение людей для достижения сложных задач. Например, для разработки проекта более сложного уровня. Партнёрский проект – это деловой проект, основанный на договоре между физическими или юридическими лицами с равными правами и обязанностями. Экономический проект – имеет форму долгосрочного планирования приоритетных библиотечных задач в установленные сроки (в этом смысле стратегический и экономический проекты похожи). Образовательный проект – направлен на обучение, просвещение, совершенствование каких-либо знаний, умений. Социальный проект - направлен на улучшение жизни определенной категории людей. Культурно-досуговый проект – это проект, который нацелен на организацию досуга разных категорий пользователей, где практика библиотечной работы успешно сочетается с деятельностью культурного центра. Она включает в свою деятельность проведение культурно-досуговых зрелищных мероприятий, литературно-музыкальных вечеров, организацию театров книги, фестивалей, презентаций, творческих вечеров, массовых праздников, всевозможных выставок. Проект повышения квалификации – направлен на улучшение, усовершенствование рабочих качеств специалистов библиотеки. Очевидно, что многообразие перечисленных классификационных признаков проектов только подчеркивает большое количество задач, решаемых библиотеками. Инновационный проект. По содержанию инновационные проекты могут быть: • проект разработки новшеств (нацелен на то, чтобы воплотить инновационную идею в инновационную разработку), • проекты внедрения (адаптации к новым условиям) конкретных новшеств (если при анализе рынка было найдено готовое новшество, пригодное для заимствования), • проекты по разработке и реализации инноваций, • проекты по поддержке инновационной деятельности (это деятельность по привлечению дополнительных ресурсов). Проект по поддержке инновационной деятельности представляет собой цикл работ, включающий: выявление грантовых конкурсов, потенциальных меценатов и спонсоров готовых оказать финансовую или натуральную помощь; разработку информационных материалов для спонсоров, характеризующих цели и ожидаемые результаты инновационных изменений; заключение договоров со спонсорами; организацию коммуникации со спонсорами (постоянная связь и совместная деятельность). Инновационный проект имеет определенную структуру. В соответствии с существующими методическими рекомендациями в него включают: • содержание и актуальность проблемы (инновационной идеи), обоснование необходимости ее решения в рамках проекта; • резюме руководителя проекта (краткое содержание проекта, его целей и задач, роли проекта в выполнении стратегических целей библиотеки и проявлении е миссии, краткая характеристика ресурсных потребностей библиотеки, возможных шансов и угроз, планируемых результатов); • комплексное обоснование проекта (характеристика инновационной ситуации, известных способов решения проблемы, применяемых до настоящего времени, причин требующих разработки проекта, варианты решения проблемы, обоснование наиболее результативного, принятого к разработке в рамках данного проекта, тщательное описание инновационной идеи; • цели и задачи проекта («дерево целей» проекта, построенное на основе результатов маркетинговых исследований и изучения инновационной ситуации, четкой структуризации задач проекта); • характеристика мероприятий, направленных на реализацию целей и задач проекта; • комплексное обеспечение внедрения проекта (обоснование и расчет всех необходимых ресурсов и источников их пополнения, финансирование за счет бюджетных и внебюджетных источников, смета расходов), • экспертное заключение по проекту (результаты экспертизы, проведенной специалистами различных сфер деятельности, оценка социальной значимости и экономической обоснованности проекта, проверка качества разработки проекта).
Еще можно выделить по объему малые проекты. Малые проекты чаще всего используются в районных и поселковых библиотеках. Они просты, ограничены ресурсами и временными рамками. Значительная часть их проектируется и реализуется в связи с теми или иными знаменательными событиями в конкретном муниципальном районе. Как правило, такие проекты не требуют дополнительных ресурсов, сроки их выполнения - от одного месяца до года. Примером малого проекта является партнерский проект «Я гражданин твой, Россия!», разработанный областной Омской библиотекой для детей и юношества в 2010 году и реализуемый совместно с отделом № 1 Управления Федеральной миграционной службы России по Омской области в Советском административном округе города Омска. Целью Проекта является содействие воспитанию патриотизма и гражданственности, социализация молодежи. Задачи Проекта: - популяризация и продвижение правовых знаний в среде молодежи, в том числе знаний о правах и обязанностях гражданина России, символах государственности России; - возрождение традиции торжественного вручения паспортов 14-летним гражданам; - формирование у молодежи мотивации на социально значимую деятельность; - популяризация и продвижение книги и чтения в среде молодежи; - увеличение основных показателей деятельности БУК «Областная библиотека для детей и юношества»: количество пользователей; количества посещений; - расширение партнерских связей БУК «Областная библиотека для детей и юношества»; - формирование позитивного образа библиотеки как открытого учреждения; - формирование позитивного образа территориального органа исполнительной власти. Ещё одним ярким примером малых проектов можно назвать программы летнего чтения, которые разрабатывают очень многие центральные районные и детские библиотеки. Ежегодно, с 1995 г. библиотеки города Екатеринбурга предоставляют возможность юным читателям расширить границы своего летнего отдыха, не уезжая далеко от дома, провести каникулы весело, не скучать даже в ненастные дни, узнать много интересного и стать победителями творческих конкурсов. Разработчики программ детям любого возраста предложили на выбор «Летнее приклюЧтение», «Игру в классики», «Сто лучших книг». В 2007 году девизом программы летнего чтения «Лето в рифмах» стали слова: «Собери стихи в корзинку!» Проектная деятельность сплачивает, организует и дисциплинирует коллектив. Это взаимопонимание единых целей и задач, взаимопомощь при реализации. Это видимые результаты труда коллектива единомышленников. В творческий процесс без принуждения вовлекаются не только сотрудники библиотеки, но и читатели, горожане. Работа приносит радость, слова благодарности.
Литература:
1.Детская библиотека и школа: совместные проекты //Детская библиотека.-2001.-№1.-С.25-29. 2. Жесткова И.П., Проектная деятельность в библиотеке.- Омск,2011. – с.5. 3.Как получить грант? // Библиотека.-2002.-№2.-С.22-25. //Библиотека.-2002.-№4.-С.9-11. 4. Качанова Е.Ю.Разработка инновационных проектов. // Качанова Е.Ю. Инновации в библиотеках. – СПб.:Профессия,2003. – с.65- 78. 5. Куприянова Н.П., Проектная деятельность муниципальной библиотеки им. В.М. Азина, как новая форма продвижения краеведческой литературы. – Ижевск,2008. – с.7 6.Черномазова В.А. Роль библиотеки в реализации проекта « Творческая одаренность детей и ее развитие» // Школьная библиотека.-2003.-№5.-С.19-21.
НАВЕРХ
|